Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

124 О. Ю. Дурманихина ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент Л. В. Руднева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В настоящее время идёт активный поиск средств и методов обучения пла- ванию детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Характерная черта лиц с ДЦП - нарушение развития у них психомоторных функций. Двигательные на- рушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. По мнению, Бадалян И. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. «особенно слож- ны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастич- ности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и не сформирован- ностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих на- рушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации)» [1]. Отсутствие или недостаточная физическая реабилитация, как правило, приводит к ограничению объёма движений и слабости опорной функции в ко- нечностях и статокинетических возможностей позвоночника. Длительная аки- незия в итоге затрудняет социальную адаптацию детей с данной патологией. Одним из средств способствующим физическому, психическому и интел- лектуальному развитию, а также приобретению жизненно необходимых двига- тельных умений и навыков, является плавание. В настоящее время при обучении плаванию детей – инвалидов берется ис- ходная модель обучения плаванию здоровых детей. Подобное снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от не установившихся двига- тельных действий инвалида с различными поражениями мозга, контрактур и деформаций. Противоречие , которое мы пытались разрешить в нашей работе состоит в высокой эффективности занятий плаванием как средства реабилитации детей с ДЦП и формировании у них двигательных навыков в условиях водной среды с одной стороны, и недостаточным использованием имеющихся методик обу- чения плаванию данной категории детей. Цель исследования: повышение эффективности обучения плаванию детей 9–10 лет с детским церебральным параличом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=