Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

113 рами экологических знаний и умений, а также подготовка специалистов для природоохранной деятельности. В рамках экологического образования студентов по дисциплине «Экологиче- ский мониторинг» нами был разработан блок модуль для бакалавров-биологов по изучению флуктуирующей асимметрии древесных растений, реализуемый в рамках внеаудиторной работы. Флуктуирующая асимметрия – это тип асимметрии, как средство обнару- жения несовершенства онтогенетических процессов древесных растений. Это те самые незначительные, ненаправленные отклонения от строгой генетической симметрии. Флуктуирующая асимметрия – явление, довольно широко распространен- ное. Им охвачены практически все биологические и биофизические структуры разных живых существ. Нами изучались не только отклонения от строгой сим- метрии структуры древесных растений, но и иные типы асимметрии, представ- ляющие собой отклонения от средней асимметрии, которые, скорее всего, мо- гут быть отнесены к случайным отклонениям в биологическом развитии. Нами устанавливалось, несут ли функциональную значимость данные отклонения и находятся ли они в пределах допустимости естественного отбора. Таким образом, можно выделить основные особенности флуктуирующей асимметрии: – незначительность – определяются природой самого явления. Различия незначительны, если они случайны. Но если эти различия проявляются посто- янно, то они уже имеют адаптивный характер и случайными их назвать нельзя. – ненаправленность – взаимопогашение случайных разнонаправленных различий между сторонами у различных древесных растений. – независимость проявления – следствие случайно проявляющейся флук- туирующей асимметрии, отсутствие зависимости проявлений слева или справа. Древесные растения для изучения флуктуирующей асимметрии рассмат- ривать наиболее удобно, так как они в большей степени отражают микробиото- пические условия [1]. Таким образом, знания и умения, полученные студентами при изучении флуктуирующей асимметрии, расширяют их возможности в природоохранной деятельности, в частности в области экологического мониторинга. Литература 1. Заренков, Н. А. Биосимметрика / Н. А. Заренков.– М.: Либроком, 2009. 2. Зверев, В. Л. Экология России. Проблемы природопользования и среды обитания, краеведение и учебные практикумы: Учеб. для общеобразовательной системы школа – вуз / Л. В. Зверев.– М., 2001. 3. Протасов, В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в Рос- сии: Учеб. и справ. пособие / В. Ф. Протасов.– М.: Финансы и статистика, 1999.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=