Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

110 В отличие от дошкольников с нарушением зрения, у их нормально видя- щих сверстников эмоциональная жизнь насыщенна и разнообразна. Они уже способны правильно воспринимать эмоциональное состояние окружающих, могут легко различать различные виды эмоций. В этом они, прежде всего, опи- раются на выражение лица и гораздо меньше придают значение позе и жестам. Все эмоциональные проявления детей являются четким следствием их поступ- ков. В ситуации непосредственного общения с окружающими формируются эмоциональные реакции дошкольников. В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать ситуации, в которых можно обнаружить свои чувства, а в которых лучше скрыть, то есть формируется такое качество личности как самоконтроль. Эмоциональные про- цессы становятся все более управляемыми [2, с. 34]. Воспитание, обучение и развитие нормально видящих детей и детей с на- рушением зрения в инклюзивной группе дает возможность успешного форми- рования эмоциональной сферы. Основными задачами такой работы должны быть: ознакомление детей с базовыми эмоциями; развитие способностей разли- чения эмоций по схемам – подсказкам; формирование умения передачи задан- ных эмоций с использованием различных выразительных средств; развитие умения открытого проявления эмоций; формирование эмоциональной отзывчи- вости; развитие умения контролировать свои эмоции [5, с. 55]. Для успешного формирования эмоционального компонента у детей с на- рушением зрения в условиях инклюзивной группы можно применять различ- ные игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы; об- суждение прочитанных сказок, произошедших ситуаций, рассказывание историй, различные психогимнастические упражнения. При этом следует учитывать, что правила игры им нужно повторять не- сколько раз; в содержании рассказов мало придуманных собственных сюжетов, повествование отличается бедной эмоциональной окраской; характерно отсут- ствие выразительной мимики и жестов. Следствием этого является то, что дети с нарушением зрения нуждаются в организующей и направляющей помощи пе- дагога, а также должны опираться на положительный пример сверстников с нормально развивающимся зрением [5, с. 56]. Вся развивающая работа, проводимая с детьми с нарушением зрения в инклюзивной группе должна строиться с учетом их психофизиологических особенностей. Каждый ребенок в меру своих возможностей должен быть во- влечен в активную деятельность таким образом, чтобы он чувствовал себя комфортно и имел возможность для самореализации. Таким образом, развитие эмоционально-ценностного компонента личности у детей с нарушением зрения отличается обедненностью, фрагментарностью, неточностью, поэтому его формирование является особо важным в условиях ненормативного развития. Фундамент этого закладывается уже в дошкольном возрасте. Воспитание, обучение и развитие детей с нарушением зрения в инк- люзивных группах, в общении с нормально видящими сверстниками может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=