Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

109 важное значение для субъекта». В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, а наличие устоявшихся ценностных ориентаций обеспечивает устойчи- вость и стабильность формирования личности. Ценностные ориентации – это от- ражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегиче- ских жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [6, с. 287]. Содержательную основу понятия «ценности дошкольного возраста» со- ставляют психофизиологические особенности детей. Важной возрастной цен- ностью дошкольников выступает природная эмоциональность, эмоции дошко- льников [3, с. 64]. Исследования, проведенные тифлопедагогами и тифлопсихологами, пока- зали, что у детей с нарушением зрения развитие эмоциональной стороны имеет ряд особенностей, к каким можно отнести преобладание отрицательных эмо- ций, повышенную тревожность, чувство одиночества, различные страхи. По свидетельству А. Г. Литвака, для детей с нарушением зрения харак- терны эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание от- рицательных эмоций. Следствием этого могут быть проблемы в формировании нравственно-этической сферы, в отношениях с окружающим миром. Дети с на- рушением зрения могут быть не готовы к эмоционально теплым отношениям с другими дошкольниками и с близкими людьми. Эмоционально-ценностный компонент личности такого ребенка обеднен и примитивен, у детей отмечается запоздалая эмоциональная реакция на различные сложившиеся ситуации, они плохо воспринимают эмоциональное состояние окружающих [4, с. 148]. В исследованиях тифлопсихологов говорится о том, что в сравнении с деть- ми с нормальным зрением, у детей с нарушением зрения присутствует большее неблагополучие в формировании эмоционально-ценностного компонента, в эмо- циональном отражении своих отношений с окружающим миром. В отличие от нормально видящих сверстников, дети с нарушением зрения гораздо более ра- нимы и могут быть чрезмерно эмоциональны. Если ребенок с нарушением зре- ния испытывает к себе негативное отношение со стороны окружающих, то у него могут проявляться острые и устойчивые отрицательные эмоции, которые выра- жаются разочарованием, обидой, гневом или страхом [1, с. 315]. Для детей с нарушением зрения могут быть характерны и внутриличност- ные и межличностные конфликты, выражающиеся в тревожности, необосно- ванных страхах, резких колебаниях настроения, раздражительности, агрессив- ности, повышенной возбудимости. М. И. Земцова и Л. И. Солнцева отмечали, что нарушения зрения ведет за собой изменения в эмоционально-ценностном состоянии в сторону преоблада- ния астенических эмоций, подавляющих активность ребенка, грусти, тоски ли- бо повышенной раздражительности, аффективности [7, с. 97]. Таким образом, исследования ученых показывают, что нарушение зре- ния вносит специфику в развитие всей личности ребенка и особенно велико его влияние на развитие эмоционально-ценностного компонента личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=