Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

108 О. В. Гордова ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент Т. В. Слюсарская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Развитие инклюзивных форм обучения и воспитания детей с ограничен- ными возможностями здоровья – это приоритетное требование современного мира. Все дети, имеющие нарушения в развитии могут и должны получать об- разование в любых образовательных учреждениях, и при этом таким детям должна быть обеспечена специализированная помощь. При инклюзивном обра- зовании предполагается, что ребенок с ограниченными возможностями здоро- вья овладевает знаниями, умениями и навыками в рамках образовательного стандарта в те же самые сроки, что и нормально развивающиеся дети. Самый перспективный период для начала инклюзивного образования – это период до- школьного детства [8, с. 17]. Актуальным вопросом и неотъемлемой частью дошкольного образования и воспитания является формирование эмоционально-ценностного компонента личности дошкольников. Дошкольный возраст – это тот важнейший период, когда происходит становление личности и ее ценностных смыслообразующих сторон. От того, какая ценностная основа будет заложена в дошкольном возрас- те, зависит прохождение дальнейшего формирования и развития личности ре- бенка [3, с. 62]. Эмоционально-ценностный компонент включает в себя три элемента: цен- ностно-смысловой, эмоционально-личностный, субъектно-волевой. Своевре- менное формирование эмоционально-ценностного компонента способствует выполнению ряда важнейших функций: интеграционной, индивидуализирую- щей, коммуникативной, социализирующей, развивающей. Эмоционально-ценностное развитие не является отдельным психическим процессом, оно оказывает влияние на весь внутренний мир дошкольника, про- является в самых различных моментах его жизни. Все составляющие стороны эмоционально-ценностного компонента отношения дошкольника к себе и к ок- ружающему его миру достигают определенного уровня развития к старшему дошкольному возрасту и продолжают формироваться. Этот процесс создает ос- нову для всестороннего развития личности ребенка-дошкольника [3, с. 63]. Что же такое ценность? Ее определение в психологическом словаре звучит так: «Ценность – любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=