Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

104 лять, анализировать собственные действия, соотносить их с ситуацией, прогно- зировать ее развитие); 3) Коммуникативный (умение определять межличност- ное восприятие и осознавать восприятие себя партнером по общению); 4) Коо- перативный (перемещение субъекта на место «смотрящего» за собственным действием и действиями группы) [8, 6]. Учитывая то, что одномоментно рефлексия не формируется и то, что, как и любое комплексное явление, она состоит из набора характеристик (умений), следует сузить данное понятие и рассмотреть каждый его аспект более деталь- но. Так исходя из определения рефлексивных умений как «освоенных учащи- мися способов выполнения рефлексивных действий на основе знаний о сущности, средствах и способах осуществления рефлексии собственной деятельности» [8], каждый из данных аспектов включает определенный набор рефлексивных уме- ний. Так личностный аспект включает такие умения как: умение анализировать себя, адекватное самовосприятие; определять и анализировать причины своего поведения, а также допущенные ошибки и результативные параметры; интел- лектуальный аспект включает определение основания деятельности; оценку собственной позиции; умение прогнозировать последующий ход действий; коммуникативный предполагает умение «встать на место другого»; понимать причины действий окружающих; анализировать прожитые ситуации и учиты- вать их в будущем; кооперативный содержит умение удерживать коллективную задачу; принимать ответственность за происходящее в группе; осуществлять организацию деятельности и соотносить результаты с целью. Рассматривая рефлексию, необходимо определить подходы к ее формиро- ванию, опираясь на анализ изученной литературы. Это подход на основе орга- низации учебного диалога в процессе обучения (если учесть изначальную диа- логичность рефлексии); использование групповой работы ; организация коммуникативно-познавательной деятельности (познание на основе коммуни- кации) [7]. В качестве средств развития рефлексивных умений выделяют реф- лексивный дневник; незаконченные предложения для самоанализа учащегося; шкала успеха [7] и др. Литература 1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко.– URL: https://royallib.com/read/zinchenko_ v/bolshoy_psihologicheskiy_slovar (дата обращения: 29.03.2019). 2. Леонова, Е. В. Методические разработки к развитию регулятивных уни- версальных учебных действий на уроках информатики / Е. В. Леонова // Ин- форматика и образование.– № 3.– Апр.– 2012.– C. 64–66. 3. Лопарёва, М. А. Формирование рефлексивных умений студента в учеб- но-познавательной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук / М. А. Ло- парёва.– Оренбург, 2009. 4. Русских, С. И. Развитие УУД учащихся на уроках информатики / С. И. Рус- ских // Информатика в школе.– 2016.– № 8.– С. 40–47.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=