Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

103 Однако действенных средств по формированию данного концепта очень мало. «Сегодня учителя столкнулись с новым вызовом времени: необходимо формировать и оценивать не только предметные компетенции, но и метапред- метные. Если оценивать предметные компетенции педагоги умеют, то с мета- предметными дело обстоит намного хуже: практически нет разработанных и подобранных заданий для формирования и дальнейшего мониторинга сфор- мированности УУД» [2, 65]. Поэтому вопрос о формировании регулятивных УУД и нахождению средств по их формированию является открытым. Учитывая сущность рефлексивности , мы считаем, что данный концепт наиболее подходит в качестве средства по формированию регулятивных УУД. Рефлексивность является основой в проявлении школьником субъектной пози- ции по отношению к реализуемой деятельности и автоматически предполагает целенаправленность и саморегуляцию осуществляемых действий, что особенно важно, учитывая ведущую деятельность младшего подросткового возраста – учебную. Именно поэтому большое значение приобретает рефлексия и ее раз- витие на этапе обучения в школе. В настоящее время не существует общепринятого понятия «рефлексия» и конкретно – «рефлексивные умения», что ведет нас к научному поиску. Со- гласно Большому психологическому словарю под. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко « рефлексия – мыслительный (рациональный) процесс, на- правленный на анализ , понимание , осознание себя: собственных действий, по- ведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д.» [1, 423]. Здесь необходимо обратить внимание на то, что рефлексия включает в себя анализ, понимание и осознание собственных действий человека, т.е. субьектность, которая непосредственно связана с регулятивными УУД. В ряде современных психолого-педагогических работ (А. Веремчук, Г. Да- выдова, М. Карнелович, М. Косова, М. Лопарёва, Л. Панова, О. Сазонова, Т. Ушева и др.) сущность рефлексии рассматривается через умения . В диссертационном исследовании Т. Лопарёвой [3] рефлексивные умения рассматриваются как система осознанных действий и операций, направленных на осознание, понимание и оценку субъектом собственного Я, своей деятельно- сти и поведения. Они обеспечивают успешность протекания процессов обуче- ния, формируют объективную самооценку субъектом личностных свойств, по- ведения, деятельности. Исследовательница освещает специфические функции рефлексивных умений: а) интегративная: рефлексивные умения есть результат деятельности, основа формирования субъектной позиции и инструмент, обес- печивающий субъектную реализацию личности; б) преобразовательная: реф- лексивные умения обеспечивают успешность и совершенствование любой дея- тельности, в том числе – учебной. Рассматривая подробно рефлексию, ее сущность, выделяют следующие аспекты рефлексии: 1) Личностный (умение человека понимать свой внутрен- ний мир, свое состояние и деятельность); 2) Интеллектуальный (умение выде-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=