Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

102 Ю. А. Гвоздёва ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент О. В. Чукаев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В настоящее время стремительно меняется окружающая нас действитель- ность, а вместе с ней – и мы, люди, живущие в современном обществе. Особен- но изменения касаются нынешних детей, которые совсем не такие, как еще 10 лет назад: поколение детей, рожденных в цифровом обществе, отличает «кли- повость» мышления, уважение к технике, увлеченность масс-медиа, прагматизм и инфантилизм. В связи с этим меняется структура и содержание образователь- ного процесса. Как показывает анализ научной литературы у современных школьников умение учиться сформировано в недостаточной степени. В частно- сти, не развиты навыки регулирования собственной деятельности. Современная обстановка в образовании такова, что сегодня необходима осознанность, ос- мысленность, субъектность в учении. Говоря о субъектности, следует отметить, что данное свойство личности лежит в основе ФГОС в качестве требований, предъявляемых к метапредметным результатам освоения регулятивных УУД. Наиболее благоприятным для формирования регулятивных УУД является подростковый возраст. Именно в этом возрасте самоуправление и саморегуля- ция становятся осознанными. Чувство взрослости, как важнейшее новообразо- вание данного возраста, способно послужить мощной движущей силой для формирования субъектности и, как следствие, самостоятельности учащихся. Вместе с тем, сегодняшние младшие подростки – это учащиеся 5–6-х классов, которые обучаются в соответствии с требованиями ФГОС уже с 1 класса. Та- ким образом, некоторые УУД, в том числе и регулятивные, у них уже должны быть сформированы. Но анализ практики, научные исследования и собствен- ный опыт работы показывает, что отсутствует преемственность в формирова- нии регулятивных УУД в начальной и основной школе. В настоящее время большое количество исследовательских работ посвя- щено регулятивным УУД: риски и проблемы, связанные с регулятивными УУД (В. Н. Введенский; Д. А. Корягин; В. Робский и др.); большое количество работ отражают технологические аспекты проблемы (Е. В. Леонова; Т. С. Силкова; С. И. Русских; Е. Н. Перевощикова; Л. И. Иволгина и др.); оценка сформирован- ности регулятивных УУД (Н. Ягодкина, Л. Яковенко, Ю. Дворовиков; А. А. Лоба- нов, Т. Ю. Лобанова и др.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=