Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

10 П. А. Алексеев ИЗУЧЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПАРАДИГМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРОГРАММИСТОВ Научный руководитель – кандидат физ.-мат. наук, доцент И. Ю. Реброва Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «Если прогресс искусства программирования в целом требует постоянного изобретения и усовершенствования парадигм, то совершенствование искусства отдельного программиста требует, чтобы он расширял свой репертуар пара- дигм», – Роберт Флойд из Тьюринговской лекции 1978 г. [1]. Для быстрого освоения специальности предметы должны изучаться неот- рывно от их истории развития. В процессе обучения человек учится применять уже известные алгоритмы, конструкции, методы – парадигмы, которые требуют лишь механического запоминания и «натаскивания» студента на владение данны- ми принципами. Этот процесс может и будет сопровождаться многочисленными ошибками, основанными на непонимании основ предмета. Более того, специалист не компетентен, если он не знает сути своей специальности. Хотя, нужно заме- тить, что и без знания основ он сможет написать какую-нибудь программу. Если студент этих основ не понимает, он должен задаться вопросами: почему изучается именно этот предмет? Каково его назначение? Почему он возник? В данных вопросах сокрыт главный замысел обучения предмету. Эту суть мы можем получить, изучая историю развития того или иного направления. История дает возможность понять основные тенденции предыдущих лет в развитии изучаемого направления. Каковы были передовые идеи, динамика развития: значительные прорывы, периоды застоя. На их основе обучающийся специалист будет всецело иметь представление о предмете, а также не будет двигаться в тупиковом направлении развития и идти вперед гораздо быстрее. Программирование непосредственно связано с использованием языка про- граммирования. Язык является инструментом программиста – без него, как без рук, ничего не сделаешь. Развитие языков начиналось с машинного кода и шло за развитием вычислительной техники, усложнением задач и увеличением уров- ня абстракции. С конца 40-х годов XX века создано огромное количество языков программирования. Только широко известных миру порядка полутора сотен. В истории языков разобраться достаточно сложно. Тогда можно выделить клю- чевые моменты – развитие и образование парадигм программирования. Изучение парадигм программирования дает понимание основных кон- цепций, закладываемых во многие языки, где они используются, но только при рассмотрении одного языка. Реализации могут в деталях отличаться, од-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=