Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

77 по социальной работе в среде университета. Базой для исследования стал фа- культет искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Проведя исследование, мы выявили ряд проблем профессионального са- мообразования студентов, возникающих вследствие разнообразных причин. Проанализировав полученные результаты, мы считаем необходимым вы- делить следующие группы проблем. Они связаны с различными аспектами осуществления профессионального самообразования. Проблемы, связанные с принятием студента себя как субъекта деятель- ности. К таким проблемам мы относим: непринятие равноправного сотрудниче- ства с преподавателем («я- студент, пришедший учиться, пусть учат преподава- тели, от меня ничего не зависит»), частичное принятие сотрудничества («в этой ситуации я знаю, что от меня требуется», в новой – затрудняюсь»), практиче- ская пассивность («не знаю, как поступить и не хочу решать») и др. Данные проблемы, на наш взгляд, являются серьезным препятствием к организации профессионального самообразования, поскольку тесно связаны с мотивацион- но–потребностной сферой личности. Если студент сознательно занимает одну из вышеобозначенных позиций субъекта деятельности, студент не видит в са- мообразовании важнейший ресурс профессионального самосовершенствования, у него преобладает внешняя мотивация деятельности. Диагностические проблемы. К группе данных трудностей относится не- умение студента увидеть сущность ситуации, требующей обращения к потен- циалу самообразования, некорректная постановка оперативных, тактических и стратегических задач самообразования, неумение обобщить полученные ди- агностические данные. Организационные проблемы. Как правило, такие проблемы проявляются на всех этапах профессионального самообразования. К ним мы относим неумение организовать рабочее место, неумение выбрать подходящее время для самооб- разования, определить необходимые ресурсы для его осуществления, соразме- рить усилия с результатом, планово и систематически осуществлять работу по самообразованию, стихийная реализация программы самообразования, Проблемы, связанные с наличием определенных психологических особенно- стей, качеств личности и т.п. В данную группу проблем мы включили неус- тойчивость познавательных интересов, недостаточную саморегуляцию поведе- ния, отсутствие настойчивости в достижении цели, неустойчивость внимания, недостаточность культуры умственного труда. Проблемы, связанные с рефлексией полученных результатов. От само- анализа итогов работы по самообразованию зависит дальнейшая стратегия дей- ствий студента. Как показало исследование, многие студенты испытывают про- блемы в объективной, критичной оценке полученных результатов, выстраивании дальнейших действий по коррекции полученных результатов, анализу образа «Я» как будущего специалиста по социальной работе, творче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=