Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

76 Принятие и реализация каждой из таких ролей и функций базируются на определенных ценностях, качествах и способностях, позволяющих качественно ее выполнять, а также на способности специалиста постоянно осуществлять профессиональное самообразование. С другой стороны, постоянно усложняющаяся социальная ситуация в об- ществе диктует новые требования к компетенциям специалиста. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в области социальной работы, ее сущностных характеристик и специфики как профессии позволил уточнить и сделать вы- вод, что особенности профессионального самообразования студентов обу- словлены: многообразием профессиональных функций и ролей социального ра- ботника; усложнением современных потребностей и запросов клиентов различных социальных категорий и групп; интегративным характером соци- альной работы как профессиональной деятельности; сущностной необходимо- стью формирования субъектной позиции в профессии и готовности к непре- рывному личностному развитию. Следовательно, именно вузовский этап в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе призван стать тем «плацдар- мом», на котором студент получает серьезный импульс развития профессио- нального потенциала, активного формирования профессиональных мотивов и ценностей, активного стимулирования процессов самообразования и само- развития. Под профессиональным самообразованием мы понимаем сложный инте- гративный динамичный личностный конструкт, обладающий потенциалом для становления профессионально-личностных качеств будущего специалиста по социальной работе, детерминирующий его способность эффективно решать проблемы клиентов социальной работы в быстро меняющихся условиях жизни и деятельности. Для будущих социальных работников профессиональное самообразова- ние опосредовано и тесно связано с мировоззренческими, нравственными, со- циальными поисками, так как при освоении профессии происходит осмысле- ние ее социальной значимости, уровня ответственности специалиста, совершенствования умений, компетенций, склонностей и способностей. Исходя из этого утверждения, мы считаем, что процесс профессиональ- ной подготовки должен быть нацелен на реализацию личностного потенциала студента-будущего социального работника, создание условий для его самооб- разования, самореализации, самовыражения. Это должно происходить сис- темно, с использованием потенциала культурно-образовательной среды вуза через учебный процесс, различные практики, научно-исследовательскую ра- боту студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспита- тельной работы по всем направлениям. Мы осуществили теоретическое и практическое исследование, посвящен- ное организации профессионального самообразования будущих специалистов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=