Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

64 О. Д. Вишнякова, И. В. Карасев ВИДЫ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫХ ВКЛЮЧЕНИЙ И ИХ ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Интертекстуальность является актуальным и широко изучаемым явлением. Термин «интертекстуальность» принадлежит Ю. Кристевой и означает метод исследования текста как знаковой системы, а также взаимодействие различных кодов, дискурсов или голосов, которые переплетаются в тексте. В работе, по- священной проблемам текстологии, Ю. Кристева отмечает: «<...> любой текст строится как мозаика цитации, любой текст — это впитывание и трансформа- ция какого-нибудь другого текста. Тем самым на место понятия интерсубъек- тивности встает понятие интертекстуальности, и оказывается, что поэтический язык поддается как минимум двойному прочтению» [6, с. 166]. Концепция Ю. Кристевой получила широкое признание и распространение среди таких ли- тературоведов, как Р. Барт, М. Грессе, Ф. Соллерс, Умберто Эко, М. Риффатер. Ученые до сих пор ведут дискуссии по вопросу классификации такого яв- ления как интертекстуальные включения. Некоторые ученые изучают данное лингвистическое явление на примерах произведений художественного жанра литературы (например, А. Я. Климовская, И. В. Арнольд, М. М. Бахтин), в то время как другие изучают тексты научной тематики (например, М. В. Алексее- ва, В. Е. Чернявская, Е. В. Михайлова). Поскольку анализируемые тексты раз- личаются по специфике, то и реципиенты этих текстов будут работать со своей уникальной «картиной мира». В таком случае можно говорить о том, что обна- руженные в них виды интертекстуальных включений не совсем совпадают. К примеру, Н. В. Королева, изучая данное явление в научных текстах, по- лагает, что единицей анализа интертекстуальной связи в научном дискурсе яв- ляется «диалогическое интертекстуальное единство» [5, с. 102]. Интертексту- альным называется такое смысловое единство предложений научного дискурса, в котором содержится как минимум одно указание на инородный фрагмент дискурса; диалогическим интертекстуальное единство называется в силу того, что оно предполагает коммуникацию как минимум двух авторов по одной про- блематике. Один из основателей теории интертекстуальности и интертекста Ж. Жан- нетт предложил свою классификацию интертекстуальности. По его словам, все интертекстуальные формы подразделяются на паратекстуальные (предисловия, иллюстрации), метатекстуальные (комментирование, критика текста), гипер- текстуальные (пародии на текст), архитекстуальные (отношение текста и рода, к которому он принадлежит) и собственно интертекстуальные (конструкция

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=