Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

63 В рыцарском сообществе добродетель мужества, как в первую очередь, во- инская, играет особую роль, становясь одной из основных добродетелей эпохи средневековья. Тем не менее рыцарское понимание мужества включало в себя порой самые неожиданные, доходящие до крайностей его проявления. Безрас- судство в бою, чрезмерная, доходящая до бессмысленности отвага, самоубийст- венные атаки – все эти выражения крайней степени мужества не только не осуж- дались феодальным сообществом, а напротив, одобрялись [2, 105]. «Бессмысленно совершать подвиги, о которых никто не узнает», – утвер- ждает известный средневековый поэт Кретьен де Труа, [3, 73], обосновывая тем самым рыцарский поведенческий императив. Чем ярче и заметнее тот или по- ступок, тем проще на него обратить внимание – на практике рыцарское поведе- ние нередко носило показательный характер. Подобные проявления крайностей касались не только добродетели мужества, а всех рыцарских добродетелей. Ко- нечно, это не может быть применимо ко всему без исключения рыцарству, од- нако четко отображает настроение и тенденцию своего времени. Гиперболиза- ция нравственных качеств отнюдь не случайна. Рыцари должны были соблюдать этические правила своего сословия не только на войне, но и в повседневности – только так рыцарь мог показать, что действительно является образцом для подражания, достойным и высоконравст- венным человеком. Тем не менее рыцарь не только зачастую не соответствовал, но и часто нарушал моральный кодекс своего сословия. Виной тому, как прави- ло, излишнее стремление рыцарей к крайностям; причиной этого стремления, несомненно, можно назвать расчет на внешний эффект, «декоративную» этику. Этический контекст рыцарских нравов показывает нам, что на практике неуме- ренность и крайности зачастую превращали рыцарские добродетели в пороки. Однако следует отметить, что для огрубевшего на войне рыцарства попытка быть одновременно милосердным христианином, благородным защитником слабых и угнетенных, пылким и чувственным возлюбленным представлялась малоосуществимой. Литература 1. Аристотель. Сочинения: В 4 т.– М.: Мысль, 1975–1983. / Ред. и вступ. ст. А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди.– Т. 4.– (Сер. «Философское наследие»). 2. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: Соч.: В 3 т. / Й. Хёйзинга; Пер. с нидерланд.; Вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколовой.– М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура», 1995.– Т. 1. 3. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / М. Оссовская.– М.: Прогресс, 1987.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=