Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

62 И. В. Величко НРАВЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРСТВА: ЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Научный руководитель – доктор филос. наук, профессор Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Рыцарские добродетели как главные составляющие рыцарских нравов и как этические нормы, служащие базой для их формирования и возникнове- ния, возникают не сами по себе. Фундаментом для их появления послужили во- инские добродетели эпохи античности [3, 39], сформировавшиеся задолго до возникновения феодального сословия в Европе. Сохраняя в известной степени определенные отличительные особенности и черты античных этических норм, рыцарские добродетели, являясь их прямыми наследниками, тем не менее, формируют свои собственные, уникальные особенности и характеристики. Во- брав в себя и трансформируя в соответствии с эпохой определенные этические традиции античности, появляется рыцарский этос – некодифицированные, «неписаные» правила поведения в обществе определенных социальных групп – в данном случае феодально-рыцарского сословия. Этические нормы и правила поведения отличаются отсутствием формаль- но закрепленного регламента, либо же официального, письменного подтвер- ждения. На практике следование рыцарским добродетелям в эпоху средневеко- вья среди их носителей носило отнюдь не всегда повсеместный и обязательный характер, что таким образом способствовало формированию рыцарских нравов – поведенческих норм, имеющих реальное нравственное влияние. Чтобы в пол- ной мере раскрыть характер рыцарских нравов, для начала необходимо указать те категории добродетели, которые в полной мере могут быть использованы для реконструкции рыцарского этоса, напрямую идущие со времен античности. Итак, мы можем выделить такие категории, как: – мужество; – благородство; – щедрость; – справедливость. Каким образом античные добродетели могут быть вообще связаны с эпо- хой средневековья и какое влияние они оказали на рыцарство в целом? Рыцар- ский этос как продукт эпохи трансформирует античные добродетели «под се- бя», т. е. мы можем увидеть явные различия между пониманием добродетелей в античности и в средневековье. К примеру, если мы рассмотрим добродетель мужества, то в понимании Аристотеля «мужественные решительны в деле, а перед тем спокойны» [1, 88].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=