Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

55 Датский мыслитель С. Кьеркегор смерть понимал как отчаяние. Отчая- ние есть «несчастье, границей и исходом которого является смерть, и потому служит синонимом болезни, от которой умирают» [4]. Истинное отчаяние свя- зано с глубинным осознанием этого чувства и рефлексией. Неподлинное суще- ствование воспринимается человеком в двух вариантах: нежелание быть собой и принятие своего Я. «Отчаяние-слабость» – это отказ от своей сущности, от того, что есть на самом деле. И это порождает обвинение человеком окружаю- щего мира и разочарование в происходящем. Тем самым, человек уходит от своего истинного Я и надеется, что сможет измениться и стать кем-то другим, дабы выйти из сложившейся ситуации. Принятие же себя связано с понятием «отчаяние-вызов». Такое отчаяние ведет человека к вере в Бога. Обретая в себе Бога, человек становится на ступень подлинного бытия. Таки образом, смерть в понимании Кьеркегора связана не только с физической, но и духовной жиз- нью человека. И в этом смысле, смерь с одной стороны, предстает как конец существования вообще, а с другой, смерть – путь к вечности. Немецкий философ М. Хайдеггер определяет смерть как некую силу, кото- рая делает бытие человека целостным. Он отмечает, что вне зависимости от то- го, что человек стремиться сделать смерть «одним из событий среди множества других, происходящих с кем-то каждый день» [2], ее восприятие возможно только через личный опыт, раскрывающийся в ужасании. Хайдеггер уверен, что только через ужас и страх человек осознает свое существование. Такое осозна- ние заставляет думать шире и многограннее, что в последствие, приводит к по- ниманию и осознанию самого себя. Поэтому именно страх перед смертью пока- зывает необходимость существования. Тем самым можно сказать, что Хайдеггер соотносил смерть с силой важной для человека, поскольку она вы- ступает действенной силой для дальнейшего существования и осознания цен- ности своей жизни. Согласно французском мыслителю А. Камю, большинство людей живут без какого либо смысла, наполняя свою жизнь повседневными заботами и радо- стями. Однако, те, кто наполняет жизнь более глубинным смыслом, осознают, что впереди ожидает смерть. Мыслитель заключает: жизнь – абсурд, поскольку соприкасаясь со смертью, теряет свою значимость то, что было важно для чело- века. Таким образом, самый сильный аргумент абсурда – грядущая смерть. Ужас смерти человек осознает тогда, когда сталкивается с абсурдом: «источни- ком ужаса является математическая непреложность события смерти...» [3]. В таком случае, Камю задается вопросом: достойна ли жизнь того, что бы про- жить ее? Одним из способов борьбы с абсурдом мыслитель называет самоубий- ство. Однако, самоубийство так же абсурдно, если оно происходит без цели и не является самопожертвованием. Камю заключает: «самоубийство тоже раз- решение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть» [3]. Абсурдна смерть так же и в учении философа-экзистенциалиста Ж. П. Сартра. Смерть в его понимании – предел, обнажающий перед человеком проблему смысла жизни. Он понимает смерть как неотъемлемую часть бытия человека («она

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=