Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

54 Г. В. Валеева, А. С. Борисова ПОНИМАНИЕ СМЕРТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «…А мы за славой гонимся упрямо, мы упиваемся своей игрой... Но вырвавшееся из нашей драмы твое существование порой нас будто тянет за собой из плена, чтоб вдохновить нас подлинностью яви. И в те минуты мы самозабвенно играем жизнь, не думая о славе» [7]. Эпоха глобализации вытесняет смерть из осмысленного отношения совре- менного человека, т.е. сводит факт смерти к обыденному инциденту и повсе- дневной заботе. Человек «получил иллюзорное освобождение от проблем, вели- кое таинство смерти стало в основном тягостной обязанностью» [6]. Однако, смерть – это не просто повседневный, обыденный факт, а знак, который указы- вает на существование высшего смысла жизни. Смерть – это «необходимый мо- мент жизни, как в метафизическом, так и в этическом смысле» [5, C. 117]. Таким образом, понимание смерти, требует особенного, осмысленного подхода. Акту- альность темы так же обусловлена тем, что именно экзистенциальная филосо- фия, раскрывает глубинные смысловые векторы проблемы смерти. Экзистенциальная философия представляет собой опыт философского и психологического осмысления существования человека. Одной из централь- ных проблем в экзистенциализме, является проблема смерти, поскольку без нее невозможно осознать человеческое существование: «Уже первое мгновение жизни есть бытие-к-смерти» [5, C. 117]. Один их ярких представителей философии экзистенциализма К. Ясперс рассматривает смерть как пограничную ситуацию. По мнению философа, суще- ствование переживается через личный опыт в некой пограничной ситуации, вы- званной потрясением, тревогой, болезнью или смертью. Смерть, при этом, или Танатос (Бог смерти в античной мифологии, отсюда – «танатология» – учение о смерит), по своей значимости превосходит все остальные проявления, по- скольку ведет к осознанию конечности своего существования, а именно к по- граничной ситуации как таковой. Ясперс отмечает, что осознание смерти про- исходит в нескольких вариантах: экзистенциальное потрясение от утраты ближнего и собственная смерть, выступающая как «не проживаемое» личным опытом. Подлинным представляется все, что мыслится человеку значимым пе- ред лицом смерти. Все остальное обесценивается и является «неаутентичным» или неподлинным: «то, что перед лицом смерти остается существенным, то входит в экзистенцию; то, что оказывается несостоятельным, – остается не бо- лее чем существованием» [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=