Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

52 ными. Инквизитор заключает, что настанет время, когда люди сами придут и попросят вести их как стадо, будут умолять, чтобы с них сняли такой «страш- ный дар, принесший столько горя и муки» [2]. Он уверен, что Спаситель при- шёл «мешать им» [2], говоря людям о свободе. Инквизитор убежден в том, что люди, которые вчера целовали дорогу Спасителя, завтра же будут подклады- вать горячие угли в костер, на котором Его сожгут. В ответ на эти слова плен- ник ничего не говорит, подходит к Инквизитору и целует его в «бескровные, девяностолетние уста» [2]. Старик вздрагивает, отворяет дверь и говорит Ему: «Ступай и не приходи более. Не приходи вовсе... Никогда, никогда!» [2]. Таким образом, в «Легенде о Великом инквизиторе» представлены два истолкования свободы человека: свобода, как благополучие (Великий инквизитор) и свобода как духовная ценность (Христос). Парадоксальность такой противопоставлен- ности заключается в том, что если человек отказывается от духовной свободы, предпочитая «тихое, смиренное счастье» [2], то он перестает быть свободным. От сюда следует, что свобода – трагична, а нравственное сознание человека, являясь порождением свободной воли, отличается двойственностью. Однако, только лишь в состоянии свободы можно научиться быть свободным и совер- шать нравственный выбор. «Инквизитор же из трудности свободы делает вывод о необходимости превращения людей в счастливое стадо, но тем самым он от- нимает у них саму возможность научиться быть свободными. Ложь любви Ин- квизитора к слабым людям состоит в том, что такая любовь приводит к увеко- вечиванию их слабости и неспособности к свободе. Тем самым лишается смысла человеческая история, которая и есть не что иное, как процесс овладе- ния людьми собственной свободой» [5]. Отметим, что проблема ответственности как следствия свободы волеизъ- явления, в романе «Братья Карамазовы» решается иначе, чем в романе «Пре- ступление и наказание». Так, переживая единую трагедию, братья – Дмитрий, Иван, Алексей – несут общую вину и общее искупление. Все они сознательно и несознательно желали смерти своему отцу, что и подтолкнуло Смердякова на преступление: «Убийственная мысль Ивана превратилась в разрушительную страсть Дмитрия и в преступное действие Смердякова» [5]. Общее преступле- ние ведет за собой и общее наказание: Смердяков покончил с собой, Дмитрий получает ссылку на каторгу, у Ивана происходит раскол личности, у Алексея – духовно-нравственный кризис. Итак, свобода в понимании Достоевского есть некое проявление произвола по отношению, как к причинным закономерностям, так и к нравственным цен- ностям. Возможность такого произвола заключается в том, что нравственный выбор был совершен свободно, а не принудительно. Такой антиномичный ха- рактер свободы человека является возможностью для восстания личности, ко- торая не желает быть средством по отношению к высшим нравственным ценно- стям, а только целью самой для себя, отбрасывающей долженствование извне. Такой опыт восстания и показывает Ф. М. Достоевский в своих произведениях. Отметим, что писатель в своем творчестве предлагает каждому герою свободу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=