Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

51 главного героя происходит в одной главе, а нравственное наказание мучает его целых семь глав романа. Раскольников видит страшные сны, впадает в горячку, гуляет по городу в надежде уйти от всех и, в первую очередь, от себя. Но вот он опять слышит «убивец!» [4] от какой-то маленькой девочки и продолжает тер- зать себя мыслями о содеянном убийстве. Дело уже даже не в преступлении, а в наказании. Раскольников теряет покой, начинает сомневаться в правильно- сти своей теории, хочет сам прийти в контору и во всём признаться, но его ос- танавливают сомнения, страх и непонимание. Однако, он все же находит выход из ситуации – рассказывает о преступлении Соне, своему «ангелу-хранителю» [4]. Именно она читает Раскольникову отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Эта сцена является ключевой в романе. Герой должен «уверовать» [4] и покаяться. Именно это и будет его нравственной свободой. По мнению авто- ра, евангельский отрывок должен помочь Раскольникову «переродиться» [4]. При чтении Соня мысленно сравнивает его с иудеями, присутствовавшими при совершении воскрешения Лазаря и уверовавшими во Христа. По пути на Сен- ную площадь, Раскольников уже не пытается уйти от людей, он хочет стать ча- стью общества. Он так же, как и остальные, подает милостыню бедным и сме- ется над выходками пьяных мужиков, но пришел он сюда за успокоением души. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...» [4]. В отличие от Раскольникова, который по- нес свое наказание за свободное волеизъявление, Ф. М. Достоевский не дает шанс на искупление Лужину. Ведь этому человеку в принципе не свойственны никакие чувства: он не видит страшных снов, ему чуждо сожаление. Лужин не заслуживает снисхождения из-за своей «теории целого кафтана» [4]: он уверен в том, что нужно устроить только свою жизнь, жить для себя даже в ущерб дру- гим. Неслучайно Раскольников замечает, что если следовать теории Лужина, то получится, что «людей можно резать» [4]. Так же, проблема свободы и ответственности человека представлена в ро- мане «Братья Карамазовы». Истина о свободе косвенно раскрывается через воз- ражения против нее в «Легенде о Великом инквизиторе». Действие происходит в Севилье, в страшное время инквизиции. Спаситель приходит на землю, чтобы помочь людям. «Народ плачет и целует дорогу, по которой Он идет» [2]. Вели- кому Инквизитору это не нравится, вследствие чего он велит страже заключить Его в тюрьму. Ночью он приходит к пленнику, чтобы рассказать ему, что такое человеческая свобода. Христос спокойно слушает своего собеседника, который выражает свои мысли, направленные против учения Богочеловека. Он считает, что ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыно- симее свободы. Инквизитор называет людей «благородным и послушным ста- дом» [2], которое побежит за Христом, если он преподнесет им хлебы. Спаси- тель отвергает совет собеседника, желая не отнимать свободу у людей, ведь это высший дар, данный каждому. Инквизитор настаивает на своей точке зрения, утверждая, что люди сами «принесут свою свободу к ногам нашим» [2]. По- скольку, по его мнению, для людей важнее быть накормленными и порабощен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=