Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

50 Г. В. Валеева, В. О. Ульяничева ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Творчество великого писателя-гуманиста и мыслителя XIX века Ф. М. Дос- тоевского имеет особое философское значение и отличается глубинным смыс- лом поставленных в произведениях проблем. Наряду с проблемами добра и зла, жизни и смерти, веры и неверия, нема- ловажную роль в творчестве Достоевского играет проблема свободы и ответст- венности человека. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений и в настоящее время, поскольку в человеке изначально заложена потребность в свободе, которая влечет за собой высочайшую ответственность личности за свои поступки, страдание и раскаяние. Достоевский часто задавался вопросом, можно ли людям, преступившим общечеловеческие правила и законы, дать второй шанс? Он полагал, что иску- пить свою вину поможет стремление «найти человека в человеке». Данное оп- ределение можно трактовать следующим образом: несмотря на все жизненные невзгоды, необходимо помогать «униженным и оскорбленным», поскольку они уже загнаны в тупик по причине своего безволия. Таким образом, своей задачей Достоевский видит «Восстановление погибшего человека, задавленного не- справедливо гневом обстоятельств… оправдание униженных и всеми отрину- тых партий общества» [3]. Отметим, что человек, являясь «тайной, которую не- обходимо разгадать», занимает особое место в произведениях русского классика. А для того, чтобы познать нравственную сущность личности челове- ка Достоевский «вовлекает героев своих произведений в особые условия, спо- собные раскрыть заложенную в человеке глубину его природы и истинное предназначение» [1]. Раскрывая суть проблемы свободы и ответственности человека в творче- стве Ф. М. Достоевского, обратимся к таким его произведениям как «Преступ- ление и наказание» и «Братья Карамазовы». По мнению автора, «признание ви- ны как следствие всеобщей греховности является высшим проявлением человеческой свободы» [4], а ответственностью можно считать раскаяние само- го человека. В романе «Преступление и наказание» много «преступивших» ге- роев, однако, главное различие между ними в том, что одним героям Достоев- ский дает шанс к возрождению, а другим нет. Несмотря на то, что Родион Раскольников совершил одно из страшных преступлений – убийство, Достоевский дает ему возможность прозрения и рас- каяния. Рассматривая композицию романа, можно заметить, что преступление

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=