Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

305 В процессе отражения картины мира автор художественного произведения волен не ставить перед собой задачу достоверного воссоздания реального про- странственного континуума. Читатель получает лишь самые поверхностные сведения о локализации действий и событий в пространстве. Так возникает не- обозначенный пространственный континуум. Так, именно данный тип континуума определяет встречу двух старых дру- зей в романе Грегори Дэвида Робертса «Шантарам»: «I couldn’t see him, but I knew he had to be in there. I put the bag down slowly, expecting him to make a rush past me. I took a bundle of beedies from my shirt pocket. A wall and a dark figure in a splash of light. Just as the match died, I extended my arm to offer him one of the glowing cigarettes. In the new dark I waited for a second, two seconds, three seconds, and then I felt his fingers close around my own and accept the cigarette» 1 . Хочется отметить, что такое подразделение видов континуума является весьма условным, так как часто бывает трудно провести чёткие границы между ними. Так, в крупных художественных произведениях пространственный кон- тинуум представляет собой сложную структуру и обычно включает в себя при- знаки различных видов континуума, а многие короткие рассказы могут объеди- нять в себе признаки только одного вида. Переходя к способам выражения пространственного континуума в литера- турном тексте, хочется отметить, что, в отличие от временного континуума, который может выражаться в тексте как эксплицитно, так и имплицитно 2 , вы- ражение континуума пространственного невозможно без участия лингвистиче- ских средств. Другими словами, пространственный континуум может быть вы- ражен только эксплицитно. Классификация языковых средств, используемых для выражения простран- ственного континуума, данная И. Р. Гальпериным, выглядит следующим образом: 1) Наречия места В связи с тем, что наречия места локализуют события, указывая, где дейст- вия произведения начались или окончились, их роль в образовании пространст- венного континуума крайне велика. Например: «I leaned toward her, looking behind her to the left and then to the right» 3 . 2) Дейксис Так как один из видов де́йксиса подразумевает указание на временную и пространственную локализацию (хронотопический дейксис) и выражается местоименными наречиями (здесь, сейчас) 4 , он также принимает участие в формировании пространственного континуума. «He ran off at a crouch, stopping here and there along the column behind me» 5 . 1 Там же. С. 310. 2 Тураева З. Я. Лингвистика текста. М.: Либроком, 2015. С. 98. 3 Roberts G. D. Shantaram… С. 430. 4 См.: Fillmore Ch. How to Know Whether You’re Coming or Going: [Reprint] // Essays on Deixis; Ed. by Rauh G. Tubingen: Narr, 1983. С. 207. 5 Roberts G. D. Shantaram ... С. 400

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=