Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

304 объектов, существующих в один промежуток времени, в тексте. Кроме того, данный автор приводит в своей работе «Грамматическая категория пространст- венно-временного континуума в художественном тексте» подробную класси- фикацию видов пространственного континуума 1 . Мы, в след за Еленой Влади- славовной, считаем, что пространственный континуум бывает следующих видов: 1. Объёмно-статический 2. Объёмно-динамический 3. Пунктирный 4. Необозначенный. Основная характеристика объемно – статического пространственного кон- тинуума – детальное описание места действия, благодаря чему, «в воображении читателя возникает чёткое фотографическое отражение последнего, в результа- те чего описываемые в произведении события приближаются к читателю, обре- тая крупный план» 2 . Этот вид пространственного континуума характеризуется, также, некоторым временным дисконтинуумом: ход времени несколько замед- ляется, и у читателя есть возможность обратить внимание на пространственную организацию событий. В качестве примера приведем отрывок из произведения американского пи- сателя Рэймонда Чандлера, в котором главный герой впервые оказывается в ка- бинете малознакомого человека: «I looked at the ornaments on the desk. Every- thing standard and all copper. A copper lamp, a pen set and a pencil tray, a glass and copper ashtray with a copper elephant on the rim, a copper letter opener, a copper и, thermos bottle on a copper tray, copper comers on the blotter holder. There was a spray of almost copper-coloured sweet peas in a copper vase. It seemed like a lot of copper. The man at the window turned around and (…) looked at me with no expres- sion and said: 'You're Marlowe?' I nodded» 3 . Объемно-динамический континуум, в свою очередь, отражает пространст- во, складывающееся из совокупности действий, совершаемых персонажами. Создание пространства этого типа происходит постепенно: из действий персо- нажей складываются пространственные параметры, из которых в воображении читателя создается целостный образ пространства. Так, например, в известной книге Грегори Дэвида Робертса «Шантарам», находим: «At the first turn, I saw to my horror that the queue extended into the next lane, and was longer, much longer. I saw young and old people, men and women. Their faces were cut, bruised, and swollen. Their hands were blackened, blistered, and bloody. There were arms in slings, and legs in splints» 4 . 1 См.: Морозова Е. В. Грамматическая категория пространственно-временного континуума в художественном тексте: (На материале английского языка) Дис. … канд. филол. наук. М., 1984. 2 Там же. С. 199 3 Chandler R. The Lady in the Lake and Other Novels// Penguin Modern Classics, 2011.С. 180 4 Roberts G. D. Shantaram// Abacus, 2012. С. 280.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=