Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

301 – курс читается с упором на практическую сторону вопроса, то есть, на принципы и правила профессиональной этики, связанной с будущей професси- ей студента. Вопрос о разделении часов на лекционные и практические занятия так же остается открытым – стандарты меняются достаточно часто. Однако необходимо упомянуть о практической природе профессиональной этики. Изучение «практи- ческой философии» требует и большего количества практических занятий. На практических занятиях по профессиональной этике используются осо- бые методы: – метод ситуационного анализа. Для анализа моделируются ситуации нрав- ственного конфликта или конфликта ценностей, ситуации моральной дилеммы, связанные с вопросами профессиональной этики. Анализ проводится по опреде- ленной схеме, которая позволяет выделить ценностные предпочтения сторон конфликта, их нравственные принципы, профессиональные добродетели, рас- смотреть истинные моральные причины конфликта и проиграть различные спо- собы купирования конфликта, поиска компромисса и принятия верного решения. – метод дискуссионных обсуждений. Для дискуссии берется реальная си- туация, как правило, достаточно обсуждаемая в СМИ, связанная с нарушениями норм профессиональной этики и не подпадающая под правовое регулирование. – метод этического мониторинга. Требует сформирования этического оп- росника, который заполняется студентами. Раскрываются приоритетные ценно- сти профессии, нравственные принципы специалистов. – метод ценностных предпочтений. Среди студентов проводятся аксиоло- гические анкетирования, которые раскрывают их представления о профессио- нальных ценностях. Все вышеуказанные методы помогают сформировать у будущих специали- стов этически верные модели поведения. Курс профессиональной этики должен опираться на реальные проблемы профессионального сообщества. Как показал анализ дискуссий, проводимых в современном российском профессиональном сообществе архитекторов, существуют следующие характерные на сегодняш- ний день проблемы[1]: – связь архитектуры и бизнеса. Этот вопрос ряд моральных дилемм, среди ко- торых особенно остро выделяется дилемма – архитектура во имя бизнеса или со- хранение культурных и эстетических ценностей в противовес получению прибыли. – ответственность архитектора за сохранение культурного наследия – экологическая ответственность архитектора – социальная ответственность архитектора – ответственность за инженерные решения, за безопасность и функцио- нальность. Наиболее актуальными на сегодняшний момент, по мнению самих архитек- торов, в России является вопрос о взаимоотношениях архитектуры и бизнеса. Это значит, что в области профессиональной этики наибольшее внимание следу- ет уделить именно проблеме этики бизнеса в контексте этики архитектора.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=