Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

286 и выражает объективную и всеобщую связь в процессе развития природы, об- щества и мышления. Как и любая другая философская категория, преемствен- ность носит объективный и всеобщий характер, охватывая все явления в природе и обществе. По этой причине она имеет методологическое значение для всех исключительно наук, как естественных, так и общественных. Общепризнанным является понятие, предложенное Э. А. Баллером, кото- рый рассматривает преемственность как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных эле- ментов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы [5, с. 17]. Сущность преемственности заключается в осуществлении диалектической связи между различными этапами развития, старым и новым, причем новое яв- ляется более прогрессивным, поднимается на более высокую ступень развития. Преемственность означает, что новое никогда не прерывает со старым. В новом всегда удерживается положительные моменты старого в «снятом» виде. Предназначение преемственности – последовательно способствовать со- вершенствованию настоящего, с опорой на прошлое, обосновано программиро- вать будущее. Понятие «преемственность» определяется по разному. И это не случайно. Все зависит от того, о какой преемственности идет речь: в условиях одного и того же учебного заведения или различных. Преемственность применительно высшей школе включает в качестве существенных признаков такую последова- тельность образовательно-воспитательной работы, при которой в каждом по- следующем звене продолжается закрепление, расширение, усложнение, углуб- ление знаний, умений и навыков, составляющих содержание учебной деятельности на предшествовавшем этапе. Преемственность с точки зрения формирования знаний, способов умствен- ной деятельности, установления оптимальных педагогических условий, обеспе- чивающих реализацию данного принципа в обучении и воспитании, рассматри- вались А. М. Орловой, А. М. Пышкало, М. Н. Сизовым и другими. В работах представленных авторов преемственность определяется как некий подход, не- обходимое условие и важный принцип в педагогике, который предполагает стройную систему обучения с обеспечением органической связи между отдель- ными звеньями, ступенями или этапами; расширение и углубление знаний, умений, навыков; построение учебного процесса в соответствии преемствен- ным содержанием, формами и методами обучения. Проблеме преемственности у студентов педагогического вуза посвящена работа Н. Г. Барышниковой [6], в которой она рассматривается с позиции фор- мирования учебной деятельности. Проведя анализ затруднений при формиро- вании учебной деятельности у студентов и преподавателей, Н. Г. Барышникова разработала систему дидактических мер, к которым можно отнести: формиро- вание учебной деятельности с учетом ранее приобретенного опыта; зависи- мость компонентов учебной деятельности всех этапов учебно-воспитательного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=