Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

284 В структуре подготовки учителя можно условно выделить три базовых компонента, объединяющих наиболее тесно связанные друг с другом характе- ристики, выступающих значимыми и устойчивыми структурными образова- ниями на всех исторических этапах развития представлений о подготовке учи- теля. В качестве таких базовых компонентов мы рассматриваем: 1) знаниевый компонент, включающий общие и специальные знания, такие как: общая эрудиция, первоначальные сведения о профессии, первоначальные (общие) знания о педагогике, возрастной психологии и профессиональной под- готовке, и базирующиеся на них умения: объяснить, убедить, внушить (профес- сионально-значимые общекультурные и специальные знания и связанные с ни- ми умения); 2) ценностный компонент, включающий педагогическую направленность на младшего школьника, гуманистические ценности, такие как: здоровье, жизнь, культура, мотивы выбора профессии, интерес, стремление к постоянно- му самообразованию, саморазвитию, склонность к педагогической деятельно- сти (ценностные ориентации, идеалы, интересы, мотивы); 3) личностный компонент, включаюший педагогические способности и личностные качества какие как: эмпатия, эмоциональная устойчивость и экс- прессивность (эмоциональная гибкость), коммуникабельность, наблюдатель- ность, интуиция, саморегуляция, толерантность, любознательность (общие и педагогические способности и качества личности). Данные компоненты профессиональной подготовки находятся во взаимо- связи между собой, при этом каждый их них выполняет определенную функ- цию в профессиональном становлении учителя начальных классов. Как пока- зывает практика, значимость этих компонентов значительно выросли в современных условиях. Проведенный анализ исследований, посвященных профессиональной под- готовке педагога, в том числе учителя начальных классов, свидетельствует о постепенном усложнении требований к его компетентности и профессиона- лизму, затрагивающим как знания, так и особенности личности. В действующем Государственном общеобязательном стандарте образова- ния Республики Казахстан определены требования к профессиональной подго- товке будущего учителя начальных классов. Выпускник данной специальности должен знать «… теоретические основы преподаваемого предмета; теоретиче- ские основы методики преподавания учебных дисциплин в начальных классах, структуру и содержание действующих стандартов начального образования, учебных программ, учебников и учебных пособий … выпускник должен уметь организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии с возрас- тными и индивидуальными особенностями школьников …» [3, с. 6]. Таким образом, специальные знания и основанные на них умения и навы- ки, сохранив свое «ядерное» значение в структуре профессионально- личностной подготовки современного учителя начальных классов, значительно расширились и дополнились педагогическими, психологическими, методологи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=