Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

272 видуально-дифференцированного подхода также целесообразно учитывать сле- дующие основные идеи, заложенные в опробованных и получивших признание прогрессивных педагогических технологиях: – личность учащегося – объект и субъект образовательной технологии, следовательно при разработке содержательно-процессуальных характеристик индивидуально-дифференцированного подхода необходимо учитывать специ- фику ее структурных уровней (темперамент, особенности психических процес- сов, опыт личности, направленность, а также интегральные качества – потреб- ности, характер, способности и пр.); – знаковые дидактические модели представляют собой функциональное единство языка (средства формирования мысли), вербального значения (сред- ства формирования и выражения мысли) и означенного субъектом смысла; вследствие чего «когнитивный образ существует в единстве с сознанием, кото- рое оно конституирует, и с объектом, который оно репрезентирует в сознании» [1, с. 24]. – наличие предварительных установок на восприятие учебного материала, позволяющих реализовать мотивационный компонент; – активная позиция учащегося с разнообразным учебным материалом, по- зволяющим использовать внутренние саморегулирующие механизмы развития личности, сконструировать индивидуальную образовательную траекторию и создать «ситуацию успеха»; – переход от монолога к диалогу в проблемном пространстве учебного предмета, содействующего формированию посредством знания духовно- деятельностного мира личности, определению позиции личности в отношении объекта познания постигается своеобразие другого; – органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; – рефлексивность и возможность критериальной оценки формируемых учебных действий учащихся; – использование дистанционной среды для моделирования системы инди- видуальных заданий и задач с их дифференциацией по уровням сложности. Учитывая, что при переходе учащихся из начальной школы на среднюю сту- пень образования, возникают сложности адаптационного характера, была органи- зована экспериментальная работа по выявлению учащихся 5 класса с проявлениями различных уровней школьной дезадаптации. Исследуемая выборка распределилась следующим образом: 36 % учащихся (8 человек) обнаружили высокий уровень школьной дезадаптации, 45 % учеников (10 человек) находятся на среднем уровне школьной дезадаптации, 18 % пятиклассников (4 человека) имеют низкий уровень школьной дезадаптации, т. е. данные ученики полностью адаптированы. Среди учащихся, обнаруживших высокий и средний уровень дезадапта- ции, низкий уровень общей учебной мотивации проявили 3 чел., в том числе, низкий уровень мотивации в изучении математики – 6 человек, что подтвер- ждается отсутствием желания учиться, выполнять домашние задания по данно- му предмету; пассивная позиция на уроках при одновременно повышенной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=