Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

271 видов и форм получения, максимально удовлетворяющих потребности лично- сти, создание образовательной среды и новых технологий ее освоения, благо- приятных для саморазвития всех категорий обучающихся и готовности их к жизни в обществе 21 века. Вместе с тем, в деятельности массовой школы, по-прежнему, сохраняются противоречия (Макарчева А. П.): между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика, между необходимостью дифференциации образования и еди- нообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяс- нительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характе- ром обучения. В результате анализа проблемы представляется важным констатировать ряд причин, обусловливающих трудности в реализации индивидуально-дифференци- рованного подхода в современном школьном образовании: неразработанность на- учно-методологических основ данного подхода в условиях инновационного обра- зования, недостатки в профессиональной подготовке будущего учителя, затруд- няющие его готовность к созданию системы педагогических условий, которые обеспечивают проявление и развитие личностных функций ребенка; как следствие этого – преимущественная ориентация учителя на традиционную систему обуче- ния, косность педагогического мышления, стереотипность образа ученика, недос- таточный уровень владения педагогическими технологиями, позволяющими учи- тывать индивидуальные особенности учащихся. В контексте требований индивидуально-дифференцированного подхода разработка и внедрение педагогических технологий в образовательный процесс предполагает в качестве целевых ориентаций усиление адаптивности всех эле- ментов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения каждого учащегося требованиям стандарта к достижению качества обучения на соответствующей ступени образования. Для проектирования технологии индивидуально-дифференцированного подхода требуется определенная «проектная работа мысли» (С. В. Дмитриев), которая связана с системным анализом и обобщением теоретического и эмпи- рического материала, в результате чего создается определенная модель. Для практической деятельности учителя особую значимость имеют технолого- дидактические модели, которые содержат ответы на вопросы: «что представля- ет собой объект (сущность, специфика), как его преобразовать (проект, про- грамма) и как к нему отнестись (рефлексивно-ценностное, мировоззренческое отношение)» [1, с. 17]. Общеметодологическими основаниями для разработки и применения техно- логии индивидуализации и дифференциации в обучении математике являются концепции личностно-ориентированного, деятельностного и задачного подходов. Для обеспечения более интенсивного и целенаправленного перехода к соз- данию адаптивной системы обучения математике на основе технологий инди-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=