Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

267 ская аллюзия на сервантесовских неприкаянных Дон Кихота и Санчо Пансо… А может быть, просто образ двуединства, взаимообратного превращения: если рядом есть сильный близкий человек, то и я становлюсь сильнее?.. . Образ пачки папирос на протяжении текста становится все более активным и приближается к телу героини («как гвоздик из родной стены», как «малень- кий рыцарь», как «доспехи», как «кожа») – и вдруг исчезает, теряется как вещь. Но утрата этой вещи дает другой чудесный эффект: после ритуальных реинкар- наций отец услышал-почувствовал дочь, канал любви заработал. Финальная строка рассказа «Главное, что папа всегда знает» обретает абсолютно фило- софское значение: «папа знает» равносильно «папа меня слышит, понимает, любит». Интересно, что автор пишет «знает», а не «любит». В этом тоже своя правда отношений. Людям, прошедшим школу выживания в ХХ веке, в тюрь- ме, в обществе, мало отличавшемся от тюрьмы, где простейшая форма несво- боды – детский дом и интернат, – этим людям не до сантиментов. По всей ви- димости, их лексика, как и внутренний мир, еще не принимает такие слова, как «родные», и «любить». Для начала важен факт установления реального контак- та: «папа всегда знает», что со мной происходит. Он во мне. Казалось бы, рассказ завершен хэппи-эндом. Но за первым прочтением остается стойкое ощущение чего-то упущенного, недочитанного, недопонятого. Еще и еще раз перечитывая эту миниатюрную вещь, вдруг начинаешь пони- мать, что ее идея строится несколько нетрадиционно: она держится на пусто- тах, на образах, которых нет. Принимая как данность, не оспаривая, не акцен- тируя внимания на том, чего героиня была лишена, автор создает непривычное повествование, фактуру которого держит уже не явь сюжетов, биографий- историй, логичных или нелогичных мыслей, а их отсутствие. Назовем это ми- нус-приемом и с новой точки зрения увидим текст. В рассказе так и не появляется информации об именах главных героев, их национальности, возрасте, семейном статусе, индивидуальных особенностях, нет описания конкретной семейной драмы (не срабатывает даже толстовская аксиома о том, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему). Удиви- тельно, но в рассказе писателя-женщины нет даже тени матери. Как будто су- ществование в мире одного близкого человека – это норма… Тенденция к недоговоренности проявляется уже на лексическом уровне. Это один из способов формирования сверхидеи, где выразить что-то на уровне категорий невероятно сложно, так как процесс осознания еще длится. О суще- ствовании этой тенденции свидетельствует авторский синтаксис с его много- смысловыми знаками препинания. Но синтаксис – только первый и самый про- стой уровень выражения авторской идеи. К сложно адаптируемым в сознании героини относятся категории «родной - чужой». Точнее, понятием «чужой» героиня достаточно легко характеризует свои отношения с отцом. Сравним фразы из начала и конца рассказа: «Мы почти никогда не звоним друг другу, мы не поздравляем друг друга с праздниками, мы не пишем писем, не шлем посылок…

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=