Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

266 использоваться как жаргонное название папирос, маркируя тюремную суб- культуру. Это историческое значение «Беломора» очень интересно вплетается в собственно метафорическое значение образа. «Беломор» функционирует как деталь отцовского портрета, его биографии (папа курит много лет именно эти папиросы); «Беломор» становится метафорой призрачного дома, такого же ирреального детства и даже самого полумифического отца; «Беломор» стано- вится «узаконенным» средством (со)общения отца и дочери (отец знает о су- ществовании этого ритуала и не осуждает свою «странную» дочь за это). На- конец, «Беломор» – это образ-символ примирения-разъединения (ссылка осужденных на Беломорско-Балтийский канал была вынужденная, так же, как жизнь героев рассказа вынужденно протекает в разных странах, но семантика «канала» направлена на соединение и в этом же направлении «работает» худо- жественный смысл образа пачки папирос). И здесь важна включенность этого образа в пространственные отношения. Отец покупает «Беломор» для себя (курит, вбирает в себя), а дочь отдает. Ритуал дарения «Беломора» можно прочитать как отпускание обид, недобро- желательности, нелюбви. Она дарит «Беломор» не бомжу, а « нищему на углу» [1: 5]. Здесь все обрастает многими значениями: вещь, название которой сигна- лизирует о недобрых годах поругания любви, пройдя через своеобразную мно- гократную циклическую реинкарнацию, оживает и становится образом любви, а затем дарится тому, кто более всего в этом нуждается – нищему человеку (обездоленному, выброшенному за пределы нормального коммуникационного социума) на его непростом распутье. Их много, нищих, и они ждут странную девицу, дежурно протягивая ладонь… В этом жесте угадывается аллюзия и на Петербург Достоевского: Христа ради протянутая ладонь героев Достоевского не раз получала свою копеечку… Сейчас в качестве такой копеечки выступает пачка «Беломора» – образ-символ с многократным смысловым наслоением. Даже сюжет рассказа формируется под влиянием «вещных» традиций Ф.Достоевского. Если вещь Достоевского набирает силу и вытесняет «малень- кого» человека из живого пространства, подменяя человеческое – денежным (этому посвящено, по большому счету, все творчество писателя), то в рассказе Ж.Кусаиновой обнаруживается иная закономерность: героиня сама создает вещный образ как коррелят её реально биографического отца и привязывает свое живое существование к этой вещи! «…Как я люблю этот запах, он меня успокаивает, и, как маленький ры- царь, защищающий меня от всяких бед, пачка «Беломора» всегда в моем кар- мане или сумке» [1: 5]; «Вот сегодня утром я все перевернула – нет пачки… Я металась по всей комнате, а надо было бежать, звали, искали меня в городе, звонили и требова- ли… А я не могла выйти… Я ведь без нее, как рыцарь без доспехов, я как без кожи…» [1: 6] Пачка папирос сравнивается с маленьким рыцарем, и здесь же появляется признание «я без нее как рыцарь без доспехов». Возможно, это постмодернист-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=