Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

264 ция. «Я тот человек, который хочет любви, – рассказала Жанар корреспонденту SPB.AIF.RU . – Все, что я написала, это про меня, про моих друзей. В моих рас- сказах все понятное. Я выросла в рабочем общежитии, моя мама работала на фабрике. Я много жила в маленьких поселках, долгое время жила в Казахстане. В книгу вошли те истории, которые бы мне хотелось рассказать своим друзьям и близким» [2]. Словами героини Ж. Кусаиновой, вынесенными в эпиграф к статье, можно охарактеризовать её отношение к русскому языку, культуре, литературе. Для человека, узнавшего о главных ценностях жизни через русский язык, весь ок- ружающий мир навсегда будет восприниматься через призму русской культу- ры, через идею породнения и любви. Даже если трудна и сложна сама судьба, даже если идти приходится через противоречия с самим собой… Обратимся к рассказу Ж. Кусаиновой «Мой папа курит только “Беломор”», которым открывается ее одноименный сборник. Это короткий (всего на две страницы!), мастерски написанный рассказ, в котором отражена драматическая жизнь двух современников ХХ века, – дочери и отца. Через одну ситуацию в жизни героини-повествователя отображается вся предыдущая семейная исто- рия и готовность героев к переменам. Автор рассказала об одной из драм ХХ века – драме поругания человеческого умения любить. В репрессиях, несбыв- шихся надеждах, недоверии человека человеку, семье, обществу заложен самый разрушающий механизм деградации, расчеловечения. Хотя можно определить идею текста совершенно наоборот: это рассказ об удивительной способности человека хранить умение любить как единственное умение, делающее его че- ловеком… Так о чем же этот текст и где формируются смыслы? Правда об эпохе выражена опосредованно, через нервически обрывочный стиль изложения. Этот стиль передает и скорость современной жизни, и осо- бенность женского сознания. Уже в заглавии отражена и психологическая за- комплексованность, и радость жизни героини: у меня есть папа, и он особен- ный. Заглавие повторяется в первой строке текста. Одна и та же фраза в разных контекстах проявляет два противоположных значения. Если заглавие фиксиру- ет какую-то детскую гордость за отца (само построение фразы, вынесенность местоимения «мой» в сильную позицию, усиленное частицей «только», дает эффект пародирования детского сознания, для которого важно продемонстри- ровать, заявить о своей защищенности через уникальность родительских ка- честв (помним, что героиня все детство провела в интернате)), то та же фраза, введенная в контекст самого рассказа, обнаруживает другое, «взрослое», соз- нание женщины-повествователя, имеющей собственный, узнаваемо-женский стиль изустного говорения: «Мой папа курит только «Беломор». Привычка, многолетняя. Как я люблю этот запах…» [1: 5]. И далее: «И все равно, что мы – чужие люди, у него – полжизни в тюрьмах, он вор в законе, авторитет, а у меня – все детство в интернате, он считает мои рас- сказы глупостью. И все, что делаю, - ерундой. Что за профессия такая – драма- тург?! И какая из тебя писательница?! Читал, ничего не понял! Скучно!» [1: 5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=