Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

256 познавательного интереса, потребности и т. п.). Поэтому оно более всего обес- печивает развитие мыслительных способностей школьника, его общее развитие и формирование убеждений» [1, с. 1]. Проблемное обучение – неотъемлемая часть уроков по всем школьным предметам в общеобразовательной школе. Педагогика выявляет основные типы проблемных ситуаций, которые возможно использовать в процессе обучения, в частности, ситуации, способствующие анализу жизненных фактов, явлений и практических ситуаций; ситуации, ориентирующие учащихся на освоение общеучебных умений, предварительное обобщение новых фактов. Уроки физической культуры не являются исключением. Важным аспектом проблемного обучения на уроках физической культуры является то, что при решении подобных проблемных ситуаций у учащихся формируются такие ка- чества как быстрота, ориентировка в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться её новизны, оригинальность и продуктивность мышле- ния, изобретательность, интуиция и т. п. Специфика проблемного обучения на уроках физической культуры в об- щеобразовательной школе, в первую очередь, связана с личностью самого учи- теля физкультуры. От него требуется очень четкая постановка цели урока, уме- лое дозирование учебной и самостоятельной деятельности учащихся, выдержанная структура урока и т. д. Особой задачей педагога становится деятельность по вовлечению учащих- ся в активное решение проблемной ситуации, нахождение нестандартных, но эффективных путей ее разрешения, самоанализ полученных результатов, их коррекция и применение в новой ситуации. На уроках физической культуры проблемное обучение может быть приме- нено при решении задач по индивидуальному физическому воспитанию, физи- ческой и двигательной подготовки, самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков здорового образа жизни, физического самосовершенствова- ния, практическом освоении двигательных умений на уроках физической куль- туры и во внеурочной деятельности, в самостоятельных формах физического воспитания учащихся. Рассмотрим на конкретном примере специфику использования проблемно- го обучения. Например, в средней школе (9 класс) при выполнении легкоатлетических упражнений учащиеся осваивают комплекс общеразвивающих упражнений с набивным мячом (КРУ), повторяют ранее пройденные строевые упражнения, выполняют специальные беговые упражнения, например, бег с хода 3–4 х 40 – 60 м или максимально быстрый бег на месте (сериями по 15–20 с.), а также бег с ускорением (5–6 серий по 20–30 м). Учитель физической культуры дает характеристику каждого упражнения, указывает его назначение, правила выполнения, определяет результативность. Ученики же могут самостоятельно подобрать упражнения и продемонстриро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=