Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

255 А. Е. Тенитилова, И. В. Ступкина СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент А. Ю. Фролов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Проблемное обучение является одним из самых эффективных методов обучения, и уроки физической культуры не являются исключения для его при- менения. Идеи проблемного обучения в отечественной педагогике стали актуаль- ными, начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно- педагогической и методической литературе был обоснован богатый потенци- ал решения учебных проблем и выявлены методы организации проблемного обучения. Если определять цель проблемного бучения, то, прежде всего, она состоит в усвоении самого пути получения результатов научного познания, формирова- нии познавательной самостоятельности обучающегося, развитии различных его способностей. Приоритетным принципом реализации проблемного обучения является принцип открытия обучающимися новых знаний в процессе самостоя- тельной учебной деятельности, изобретения новых знаний или способов при- ложения имеющихся знаний к практической ситуации. В качестве результата выступает формирование продуктивных творческих умений, особого стиля мышления, совершенствование навыков и операций умственной деятельности, развитии воображения, памяти, воли. При использовании проблемного обучения как метода следует придержи- ваться определенного алгоритма, состоящего из шагов. Первым этапом являет- ся осознание проблемы или затруднения, вторым – формулировка проблемы, третьим – обсуждение возможных вариантов решения, четвертым – системати- зация знаний, фактов (решений и т. д.), пятым – проверка правильности выдви- нутых или найденных решений. Педагогическая наука диктует, каким образом должно реализовываться проблемное обучение. Важным является тот факт, что учащемуся не надо да- вать знания в готовом виде, учащихся необходимо учить их находить, овладе- вать новыми способами их нахождения, применять полученные результаты в новых и нестандартных ситуациях. Как указывает М. И. Махмутов, «Проблемное обучение это новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, постро- енная с учетом логики мыслительных, операций (анализа, обобщения и т. п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=