Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов
252 В самом общем смысле слово «потенциал» означает имеющуюся совокуп- ность разнообразных скрытых ресурсов и возможностей, которыми обладает какой- либо объект или предмет Понятие является междисциплинарным и ис- пользуется в самых разных отраслях человеческого знания. Для нашего исследования особое значение имеет именно воспитательный потенциал занятий легкой атлетикой. Анализ литературы показывает, что в психолого–педагогической науке единства в определении сущности понятия «воспитательный потенциал» не существует. К изучению различных аспектов данного вопроса обращались такие уче- ные, как В. И. Алексеев, В. М. Дьячков, А.С.Кузнецов, Г.Х. Самигуллин, С. Н. Пав- лов, С. И. Родионов и др. На наш взгляд, воспитательный потенциал занятий легкой атлетикой вклю- чает те ресурсы, возможности, способности, которыми обладает легкая атлетика как вид физической активности человека. Это и способность воздействовать на мышечный тонус человеческого организма, и способность обеспечить двига- тельную активность в различных формах, это возможность воздействия на цен- ностную составляющую личности ребенка, возможность формирования ребенка как творческого, ответственного, целеустремленного, преданного своему делу, принципиального, решительного, трудолюбивого, упорного и т.д. человека. Воспитательный потенциал занятий легкой атлетикой реализуется в есте- ственных условиях учебно–воспитательного процесса в школе, в урочной и внеклассной работе. Урок физической культуры в общеобразовательной шко- ле – основная форма физического воспитания учащихся. Такой урокдолжен быть построен с учетом целесообразного использования упражнений, вызы- вающих интерес к активности и двигательной деятельности, повышающих эмоциональный фон занятий, способствующих усвоению ценностей физиче- ской культуры как таковой. Опыт учителей многих образовательных учреждений показывает, что мо- нотонные упражнения резко снижают интерес учеников к занятиям. К таким видам относится длительная, обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. При- менение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препятствия и т. д.) значительно повышает эмо- циональность выполнения упражнений. Одним из важнейших аспектов занятия по легкой атлетике является прове- дение упражнений на развитие кондиционных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реак- ции, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые качества или ловкость, скоростно-силовые качества и лов- кость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость. Обязательный компонент занятия составляют домашние задания. Они пре- дусматривают упражнения на выполнение отдельных элементов техники, уп- ражнения для развития кондиционных и координационных способностей, при- обретение теоретических знаний.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=