Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

250 тактики, такие как совет, убеждение, благодарность, просьба могут реализовы- ваться и в репликах, которые не требуют ответа. Для реализации данных тактик нередко используются специальные рече- вые клише. Такие фразы могут выражать сочувствие, поддержку, внимание, удивление заботу, беспокойство, благодарность, извинение, сострадание и т. д., например: • I’m so sorry !/ I can’t tell you how sorry I am! (тактика сочувствия или из- винения); • Thank you so much! I’m so much obliged to you! (благодарность); • It was great.” – Oh, yes?” – “I really enjoyed the show.”(одобрение); • You can’t be serious! / It can’t be! /You must be joking! (удивление). В разговорной речи происходит такой же процесс. Коммуниканты, желая добиться своей цели посредством речевой коммуникации, применяют нужную стратегию и при помощи тактик реализуют её в речевом потоке. Когда мы яв- ляемся участниками процесса коммуникации с нашими друзьями, коллегами, родственниками или просто незнакомыми нам людьми, то мы, порой сами того не замечая, употребляем в нашей речи ту или иную стратегию для достижения определённой цели. Например: A: – How is your mother? (интерес, внимание) B: – She is in hospital, I’m afraid. (сообщение информации) A: – Oh dear! I’m so sorry! Is it serious? (беспокойство, сочувствие) B: – Never mind, she’s better now. (утешение) A: – Can I visit her tomorrow? (поддержка, обещание) B: – It’s very kind of you. (благодарность, комплимент) Соблюдение правил применения той или иной тактики способствует ус- пешному построению диалога. Отсюда следует необходимость обучения стра- тегиям и тактикам разговорной речи на уроке английского языка для успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся. При этом следует де- лать акцент на тактиках, реализующих стратегию кооперации. Таким образом, данная тема является перспективной для изучения с позиций методики препо- давания иностранного языка. Литература 1. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс.– М.: ЛКИ УРСС, 2008. 2. Маслова, А. Ю. Введение в прагмалингвистику: Учеб. пособие / А. Ю. Маслова.– М.: Флинта; Наука, 2010. 3. Романов, А. А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения: Пособие по теорет. курсам / А. А. Романов; АН СССР, Ин-т языко- знания, каф. иностр. яз. Калинин. СХИ.– М.: Б. и., 1988. 4. Шкуратова, Е. А. Коммуникативные стратегии и тактики передачи со- общений о военном конфликте / Е. А. Шкуратова // Вестн. КемГУ. Филология.– 2013.– № 2.– С. 204–208.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=