Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

249 В широком смысле слова коммуникативная стратегия – «тип поведения одного из партнеров в ситуации диалогического общения, который обусловлен и соотносится с планом достижения глобальной и локальных коммуникативных целей в рамках типового сценария функционально-семантической репрезента- ции интерактивного типа» [3, с. 103]. Коммуникативная тактика – «совокуп- ность практических ходов, линии речевого поведения в реальном процессе ре- чевого взаимодействия» [2, с. 108]. Классификация коммуникативных стратегий строится на разных основа- ниях. Всё зависит от участников коммуникации, от их намерений, целей, а так же, результатов, которые они хотят получить по окончании общения. О. И. Ис- серс представляет следующую классификацию коммуникативных стратегий: – по учету наличия / отсутствия установки на кооперацию: кооперативные (стратегии одобрения, утешения, уговоров и др.) и некооперативные, или кон- фронтационные (стратегии дискредитации, ссоры и др.); – по степени значимости намерения: общие и частные ; – по характеру функционирования в процессе коммуникации: основные и вспомогательные [1]. В свою очередь Е. А. Шкуратова выделяет следующие основные коммуника- тивные стратегии с соответствующим набором тактических приемов реализации: 1) стратегия конфронтации: тактики дискредитации, угрозы, упрека, дав- ления, провокации, иронии, навешивания ярлыков, критики; 2) стратегия позиционирования: тактика построения четкой оппозиции, ус- тановление авторитета, демонстрация ответственности, предупреждение, угро- за, раскаяние, сожаление, отвод критики; 3) стратегия кооперации: тактики комплимента, интеграции, убеждения, апелляции к фактам, поддержки, сочувствия, обещания [4, с. 205]. Сегодня налаживанию отношений и сотрудничеству в различных сферах человеческой деятельности уделяется огромное внимание. Неудивительно, что сотрудничество и контактирование в процессе речевой деятельности является неотъемлемым фактором успешного общения. Поэтому мы выбрали для изуче- ния одну из основных коммуникативных стратегий - стратегию кооперации - и её тактики: комплимента, интеграции, убеждения, поддержки, сочувствия, обещания и аппеляция к фактам. Соблюдение данных тактик способствует ус- пешному построению контакта в общении между участниками общения. Стра- тегия кооперации отличается установкой на партнера по коммуникации и явля- ется возможной в случае, когда оба партнера стремятся избежать конфликта или решить конфликт мирным путем. Такая линия поведения нацелена на со- хранение и достижение более благополучных отношений. Кооперативная стратегия и её тактики реализуются в разных видах инфор- мативных и интерпретационных диалогов. К ним относятся: сообщение какой либо информации, где инициатор является активным участником диалога; вы- яснение обстоятельств (обмен мнениями по какому-либо вопросу; активны все участники). В таких диалогах предполагается ответная реплика. Кооперативные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=