Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов
248 Немаловажное место в процессе коммуникации занимает эмпатия. «Эмпа- тия – это способность коммуниканта встать на точку зрения партнера по ком- муникации, вчувствоваться в мир его отношений и оценок и с этих позиций по- стараться его понять» [2, с. 102]. Она помогает сделать процесс коммуникации между людьми более эффективным. Так как способствует созданию благопри- ятной ситуации для построения диалога между коммуникантами. Для планирования речевого взаимодействия, участники должны иметь представления об обычных ситуациях общения, а также обладать хотя бы эле- ментарным опытом их анализа. До коммуникативного взаимодействия у комму- никанта возникают предпосылки, которые актуальны для планирования диалога: – представление о речевом акте (или серии речевых актов); – представление о коммуникативном взаимодействии (на кооперацию или конфронтацию); – представление обо всей ситуации в целом. Эти представления обусловливают стратегический выбор значимых еди- ниц разных уровней и способов их организации, то есть создание разговорного текста, оптимального для решения коммуникативной задачи говорящего. При этом следует учитывать, что планирование речевого поведения есть не просто конструирование языковых высказываний, а часть интерактивного процесса, в котором слушающий не пассивно воспринимает текстовое сообщение гово- рящего, а активно интерпретирует его речевые действия, реализуя собственную стратегическую линию. Поэтому диалог есть, по сути, коммуникативная арена, где у коммуникантов есть право осуществить свою стратегию. Понятия стратегии и тактики тесно связаны друг с другом, однако, суще- ствуют различия между ними. Стратегия представляет собой, общий недетали- зированный план, который составляется для достижения какой либо цели. Этот термин можно использовать в любых сферах, например, говоря о карьере, эко- номике, бизнесе, каких либо индивидуальных нуждах человека и т. д. Комму- никативная стратегия — « это часть коммуникативного поведения или комму- никативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуни- кативной цели» [2, с. 106]. Разрабатывая стратегию, ставят одну масштабную цель, которую не разбивают на конкретные задачи. Из этого следует, что стра- тегия является лишь примерным планом. Для того чтобы на практике стратегия оказалась наиболее эффективной, необходимо продумать детальный план действий. Таким образом, появляется необходимость в применении тактик. Тактика отличается от стратегии своим узким направлением. По сути, тактика является частью стратегии, цель у неё более точная и конкретная. Каждая из тактик решает определённую задачу, ко- торая нужна для достижения желаемого результата. Поэтому тактику можно назвать инструментом реализации стратегии. При планировании процесса об- щения «стратегии связаны с замыслом конечной цели общения, а тактики – не- посредственно с приемами реализации общей стратегии» [2, с. 108].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=