Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

247 М. В. Сучкова РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ КООПЕРАЦИИ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ Научный руководитель – кандидат филол. наук Н. А. Хван Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Актуальность данной темы обусловлена тем, что всё больше учёных зани- маются поиском решений для преодоления конфликтов на уровне межличност- ных и международных отношений. Речь занимает существенную позицию в жизни каждого индивида, так как она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Посредством речи осуществляется коммуникация, кото- рая занимает неотъемлемое место в социальной жизни человека. В процессе речевого взаимодействия между коммуникантами, их поведе- ние преследует определённы цели и руководствуется определёнными правила- ми, чтобы достичь того либо иного результата общения. В зависимости от цели, котирую они хотят достичь в результате общения, люди, возможно, сами того не осознавая, используют различные коммуникативные приёмы. Из этого сле- дует, что любая коммуникация «стратегична», так как мотивируется желанием говорящего достичь посредством своих речевых действий определенных соци- ально значимых результатов. Основным средством достижения целей являются такие «речевые инстру- менты», как коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики и комму- никативные навыки. «Что касается правил, нормирующих речевое поведение, то они, как отмечает Н. Д. Арутюнова, относятся к сфере молчаливых соглаше- ний между коммуникативно-обязанными членами общества» [2, с. 99]. Их вы- явление и формулировка относятся к области лингвистической прагматики. Из вышесказанного видно, что процесс коммуникации представляется как обоюдное приспособление и совместная деятельность коммуникантов, которую определяют их намерения. В реальности процесс коммуникации динамичен. Он не всегда может идти по правилам и отклоняется от замысла участников ком- муникации, требуя активности обоих участников, даже если этот процесс явля- ется невербальным. В процессе общения существенную роль играют паралингвистические средства коммуникации (жесты, мимика), ситуация (коммуникативный кон- текст), фоновые знания коммуникантов и другие экстралингвистические факто- ры, которые определяют интерпретацию высказывания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=