Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

245 По результатам международного сравнительного исследования TALIS- 2013, почти 40 % наших учителей старше 50 лет; 10 % педагогов, работающих в школе, старше 59 лет; доля молодых учителей несколько возросла, но остает- ся незначительной и составляет 11 % [5] . Тревожным сигналом должно восприниматься и то, что 32–33 % учителей моложе 29 лет и от 30 до 39 лет считают, что, возможно, было бы лучше выбрать другую профессию. Среди учителей среднего возраста так думают 18 % [5]. Таким образом, тяжёлый сам по себе труд педагога становится ещё более трудным при неблагоприятных условиях, в которых он осуществляется, что ве- дет к возникновению профессиональных деформаций. По мнению Э. Ф. Зеера, профессиональные деформации представляют со- бой «постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельно- сти и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимо- действии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности» [1]. Ученый выделяет различные типы профессиональных деформаций: 1) общепрофессиональные, свойственные представителям конкретной профессии. 2) специальные, возникающие в процессе специализации. 3) профессионально-типологические, обусловленные сочетанием индиви- дуальных особенностей личности и психологической структурой профессио- нальной деятельности. 4) индивидуальные, связанные с особенностями работников самых разных профессий, ведущими к возникновению акцентуаций [1]. Ученые, изучающие данную проблему, говорят о том, что профессиональ- ным деформациям подвержен каждый человек, так как специалисту любой сферы приходится десятилетиями осуществлять однотипную, репродуктивную профес- сиональную деятельность, что влияет и на эмоциональное состояние человека, и на его отношение к самой профессиональной деятельности, и на нежелание при- менять творческие приемы и средства, и в конечном итоге на снижение работо- способности. Педагогические работники не являются исключением. Исследователи проблемы выявляют различные причины развития профес- сиональных деформаций. Так, Н. Г. Молодцова выделяет следующие группы: – объективные, находящиеся в плоскости социально-профессиональной среды (экономическая ситуация, характер профессии); – субъективные, отражающие особенности личности педагога, характер его взаимодействия с учащимися; – объективно-субъективные, порождаемые спецификой профессионально- образовательного процесса [2]. В рамках нашего исследования, используя интервьюирование и тест на оп- ределение стрессоустойчивости личности, мы провели изучение профессио- нальных деформаций учителей на базе МБОУ «ЦО-гимназия № 11» г. Тулы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=