Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

244 В. В. Страшков ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент Е. Ю. Алексеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Рост социальной, экономической, экологической, техногенной напряжён- ности нашей жизни и динамичная социокультурная ситуация существенно из- меняют содержание и условия профессиональной деятельности педагога, что находит ощутимое отражение в различных нормативных документах. В частности, профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к деятельности современного учителя. Данный документ расширяет спектр профессиональных умений педагога, связанных с разработкой образова- тельных программ, с реализацией новых образовательных стандартов, с осуще- ствлением в процессе обучения и воспитания индивидуально-дифферен- цированного подхода. Речь идет, например, о владении учителем педагоги- ческими технологиями, позволяющими ему эффективно осуществлять адресную работу, сопровождение различного контингента учащихся (одарен- ные школьники; проблемные дети; дети, попавшие в трудные жизненные си- туации; инофоны; дети-сироты и др.) [3]. Однако, по данным различных международных исследований и наблюде- ний ученых, а также сайтов педагогов-практиков, на сегодняшний день можно выделить ряд проблем и затруднений, с которыми сталкивается современный учитель в связи с многочисленными изменениями в его деятельности. Отметим некоторые из них. Современный учитель, как правило, работает на полторы, а порой и на две ставки, значительно превышая установленные нормы труда. Кроме того, его деятельность не сводится только к преподаванию, которое само по себе вклю- чает множество других видов деятельности. Учитель выполняет большой объём нагрузки, связанной с воспитанием учащихся во внеурочное время и общением с родителями. Существенные проблемы в деятельности педагога возникают и при взаимо- действии с современными школьниками. Д. И. Фельдштейн выделяет следую- щие особенности современного детства: адопция, медикализация, повышенный уровень тревожности и страхов у детей, агрессивность, рафинированный инфан- тилизм, мобилизация и др. [10]. «Глубинные» изменения школьников ведут к не- обходимости пересмотра педагогом стратегий взаимодействия с детьми. Ситуа- ция зачастую отягощается тем, что с каждым годом в школах уменьшается количество молодых учителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=