Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

241 дентов: «умеет пересказывать прочитанное», более 60 % придерживаются мне- ния, что их дети читают гладко и выразительно, описывают переживания, уме- ют выражаться правильно и точно. Часть результатов значительно расходятся с мнением учителя (что в больше степени заметно у родителей из эксперимен- тального класса), которые считают, что ученики не умеют выражаться пра- вильно и точно, рассказывать, соблюдая нужные правила, читать выразительно. Вероятной причиной этого являются различные смыслы, которые вкладывают обе стороны в сущность этих умений, что также является показателем нару- шенной связи между ними. Родители и учителя едины в своем видении, что де- ти допускают правописные ошибки, не пишут красиво, но умеют общаться со своими сверстниками и с теми, кто старше их. Наиболее трудной для маленьких учеников речевой деятельностью родители и учителя считают редактирование. Трудности, которые дети встречают в ходе своего обучения болгарскому языку и литературе, родители должны указать в ответах на вопрос: Ваш ребенок встречает трудности.... Они могут оказать существенное влияние на развитие ребенка в школе, возможно, они превратятся в причину его нежелания общать- ся, посещать учебное заведение. Следовательно, необходимо внимательно идентифицировать эти трудности и оказывать адекватную помощь по их устра- нению. Распознавая их, родителям необходимо обратиться за профессиональ- ной помощью к учителю, поговорить с ним, наметить действия для их преодо- ления. Ежедневная коммуникация между учителем и родителем на начальном этапе является одной из причин того, что родители и учителя указывают три основные области затруднений в обучении родному языку. Как учителя, так и 88 (33%) родителей считают, что самым трудным для маленьких учеников является самостоятельное написание текста. Работа по овладению языковыми знаниями сопровождается и работой над художественным текстом. При анализе данных ответов на вопрос: При чтении данной книги/произведения, ребенок… (стремится установить трудности, кото- рые дети встречают при восприятии и осмыслении художественного произве- дения), опять выделяется проблема с затруднениями при самостоятельном со- ставлении текста – 63 (22,2 %) респондентов указывают на неë. Тревожит факт, что едва 8,6 % считают, что их ребенок может точно пересказывать прочитан- ное. Одной из причин этого является их бедный активный словарь. К работе над его обогащением учитель опять должен направить родителей – не только читать своим детям сказки, водить их в кукольный театр, но и разговари- вать/обсуждать с ними вопросы, соответствующие возрасту и уровню подго- товки детей (хорошим вариантом является каждый день в форме игры знако- мить их со значением трëх незнакомых слов). Другим фактором являются некоторые не соответствующие возрастным особенностям и познаниям малень- ких учеников художественные произведения, включëнные в учебники по лите- ратуре. Указать главных героев, по мнению родителей, дети могут с легкостью. Мораль данной сказки или басни, по мнению респондентов, могут определить 11,9 % детей. Здесь ответы родителей и учителей не различаются. Единомыслие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=