Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

240 ческих и современных произведениях для детей. 45 (30,2 %) респондентов предлагают в качестве ответа то же произведение, которое указали как люби- мое своего ребëнка. 36 (24,2 %) не могут или не желают предложить книги для чтения. Из них 7 (4,7 %) с начальным образованием и живут в селе; 21 (14,1 %) со средним образованием и 8 (5,4 %) с высшим. Впечатляет факт, что родители учеников из экспериментального класса указывают два и более заглавий, под- ходящих для чтения детям. Перечислены всемирно известные и болгарские ав- торы. Разнообразие предложенных произведений объясняется активным вклю- чением родителей в работу (в команде или индивидуально) по проектным методам учеников и родителей из экспериментального класса. Участие родите- лей в деятельности по проектно-ориентированному обучению и осуществлению театрализованных постановок создает условия для их интенсивного участия в жизни своего ребенка, класса, школы. Они создают собственное представле- ние об уровне компетентности их ребенка, его достижениях и его месте среди соучеников; о его умении общаться и выступать; об учебном содержании, кото- рое он усваивает, о трудностях, с которыми сталкивается; сами они формиру- ются как коллектив; создаются условия для импатического общения между ро- дителями и учителями. Полноценное общение, разделенная ответственность между родителями и учителями создает здоровую, благоприятную и поддерживающую среду для развития ребенка. Разговоры о его достижениях и пропусках, об оказании под- держки или осуществлении контроля должны быть откровенными и постоян- ными, к тому же, в обоих направлениях: учитель – родитель, но при ведущей роли учителя . Он является тем, кто должен предрасположить, приобщить ро- дителя, задать хороший тон взаимоотношениям и взаимодействиям. Если шко- ла обеспечит возможность родителям «посещать класс их ребенка», они смогут не только «увидеть методы обучения, используемые в классе» [Understanding …, 2001, с. 106], но смогут лучше понять, что происходит в классной комнате по время уроков, каково поведение их ребëнка, как учитель общается с детьми. Это повысило бы понимание родителями работы учителя и его требований к результатам учебной деятельности детей [Чавдарова – Костова, 2012, с. 217–224] . Это часть причин, по которым родители детей из экспериментального класса дают правильные, конкретные и точные ответы на вопросы, связанные со знанием языковых и коммуникативных компетентностей, которыми малень- кий ученик владеет. Вопрос : Отметьте умения, которыми Ваш ребенок владеет, – требует от родителей указать все умения, связанные с коммуникативно-речевыми компе- тентностями ребенка. По мнению родителей, самый большой процент детей 106 (13,4%) умеют раскрывать свои чувства и не стесняются их выражать, что явля- ется показателем уровня развития аффективной сферы личности, на что указы- вает и ответ «общается полноценно со своими сверстниками». К когнитивному развитию маленьких учеников относится ответ, указанный 104 (13,1 %) респон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=