Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов
239 Анализ исследований PISA указывает, что немалая часть болгарских детей имеют низкую функциональную грамотность. Факт, который обосновывает не- обходимость работать над повышением читательской культуры маленького ученика. Родители осуществляют первое соприкосновение ребенка с чтением, первый контакт с книгой. Читая/рассказывая своим детям, они предоставляют им возможность развивать свое воображение, ставить себя на место героев, на- капливать познания об отношениях между людьми и о том, как решаются кон- фликты. Дети развивают истории, пишут/рассказывают продолжение, выража- ют свое мнение о поступках и качествах героев, обогащают свой активный словарь, т.е. непрерывно и естественным путем развивают свои языковые зна- ния и умения, а также умение общаться, выражать свои эмоции и формируют свою систему ценностей. Преобладающая часть анкетированных родителей осознают значимость своей роли в создании навыков чтения. Этот вывод обу- словлен анализом ответов на вопрос: Как часто рассказываете (читаете) сказки своему ребëнку? – 116 (77,9 %) респондентов читают/рассказывают сказ- ки своим детям (в том числе и родители детей из экспериментального класса). Но немалая часть – 33 (22,1 %) не показывают озабоченности развитием чита- тельской культуры своего ребенка. Тому существуют множество причин: не- хватка свободного времени (интенсивность повседневной жизни), стресс от еже- дневных проблем, сами родители не любят читать, некоторые из родителей в свою бытность учениками претерпели неуспехи в обучении чтению и не желают воз- вращать свои негативные эмоции и пр.. Родители не обучаются тому, как вызвать интерес ребенка к чтению, как мотивировать детей слушать внимательно, какие книги им подходят. Это требует активной работы с родителями. Публикация ма- териалов, связанных с этой темой, а также предложение заглавий детских книг на сайтах школы/класса является доказавшим себя способом повышения родитель- ской компетентности для преодоления описанного дефицита. Многообразие ответов получил вопрос, требующий свободного ответа и стремящийся идентифицировать знание детской литературы и предпочитаний маленького ученика : Любимая книга/сказка Вашего ребëнка (запишите)... Но, это многообразие включает преимущественно художественные произведения, с которыми сами родители выросли. Список классических произведений дет- ской литературы дополнен произведениями, которые являются частью учебно- го содержания. Напрашивается вывод, что эта часть родителей-респондентов не знает или не читает детские произведения, но активно помогает своим старшим детям в подготовке к болгарскому языку и литературе и использует изучаемые в школе произведения, чтобы поощрить интерес своего ребенка к чтению. Тревожным является факт, что 29 (19,5 %) анкетированных не могут или не желают указать любимое произведение своих детей, а только родители детей из экспериментального класса указывают авторов произведений. Эта зависи- мость заметна и в ответах на вопрос: Есть ли книга, которую Вы предложили бы ученикам класса для самостоятельного чтения? Ответы указывают на то, что родители не читают и не стараются обогатить свои представления о класси-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=