Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

238 нок встречается при усвоении языковых знаний и формировании необходимых умений; знать факторы, которые влияют на этот процесс, желать и уметь ока- зать адекватную помощь своим детям при их подготовке к занятиям по болгар- скому языку и литературе. Предложенные идеи превращения родителей в субъектов являются резуль- татом установленных через анкетное 1 исследование дефицитов. Целью анкеты было подтвердить или отвергнуть идею, что тесное сотрудничество с родите- лями из экспериментального класса ведет к лучшей их осведомленности и же- ланию активно участвовать в жизни и воспитании детей, к расширению воз- можностей оказывать содействие ребенку в его обучении. Исследование проведено в период с декабря 2012 года по март 2013 года. Выборка включает 149 родителей учеников начальной школы из различных ре- гионов страны – областных и общинных центров, малых населенных пунктов. Соотношение по полу следующее: женщины 122 (81,9 %), мужчины 27 (18,1 %), что показывает, что в целом женщины-родители уделяют больше времени для оказания помощи ребенку-ученику и более информированы об умениях, кото- рыми он обладает и затруднениях, с которыми сталкивается. Преобладают анке- тированные с высшим образованием: магистр – 60 (40,3 %), бакалавр – 28 (18,8 %); со средним – 54 (36,2 %), с начальным – 7 (4,7 %). Преобладающее чис- ло родителей в возрасте 35–40 лет – 64 (43 %), старше 40 лет – 40 (26,8 %), 36 (24,2 %) респондентов в возрастных границах 30–35 лет, а 9 (6 %) младше 30 лет. Из ответов на вопросы может быть сделан вывод, что у родителей нет ясного представления о том, какие знания и умения, связанные с обучением болгарскому языку и литературе, должны иметь ученики начального этапа базового образова- ния. Это связано в немалой степени с фактом, что часть родителей отказываются от своих обязательств и предоставляют не только обучение, но и воспитание сво- их детей их учителям. Результаты ведут к выводу, что формы обучения родите- лей и их приобщение к учебному процессу, применяемые в некоторых шко- лах, необходимо внедрить в работу более широкого круга преподавателей начальной школы . «Существует разнообразие общих видов деятельности ме- жду школой и семьей, которые дают возможность оптимального включения роди- телей и которые собирают вместе учителей, детей, их семьи и общности. Каждый вид деятельности имеет свой потенциал положительных эффектов на взаимоот- ношение между школой и семьей» [Чавдарова – Костова, 2012, с. 217–224]. От- крытые уроки, встречи-беседы на темы, избранные совместно учителем и родите- лями, утренники с образовательной целью, индивидуальные родительские встречи, портфолио, работа по проектам и пр. – являются способами активного участия родителя как третьей стороны (субъекта) образовательного процесса. 1 Анкета является частью эмпирического исследования диссертационного труда для присуждения ОНС „доктор": 2015, по Николова, Й. „Формиране на комуникативноречева компетентност у учениците в началния етап на основната образователна степен чрез обучениеьто по български език и литература”

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=