Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

237 Йорданка Николова Стойнова ПРИОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОЛГАРСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Софийский университет «Св. Климент Охридски», Болгария Общество требует от школы быть местом, где к подросткам относятся с уважением, где они приучаются уважать окружающих, усваивают необходи- мые жизненные умения, приобретают навыки работы в команде, помогают друг другу, учатся на своих ошибках, общаются полноценно, растут как автономные личности с системой качественных ценностей, что приводит к снижению агрес- сии и преодолению недостаточной мотивации к учению. Для этого не только учителя и ученики, но и родители должны активно участвовать в учебном про- цессе, быть активной стороной ( субъектом) в процессе обучения, искать вместе с другими субъектами решение проблем и работать совместно в спокойной и стимулирующей атмосфере, позволяющей учителю и школе (как институции) исполнять не только свои образовательные, но и воспитательные функции. Ак- сиомой является утверждение, что «сотрудничество между семьей и школой нацелено на улучшение взаимного понимания и поддержку в отношении обра- зования детей». Такая цель «может быть осуществлена посредством укрепления путей коммуникации, участия в принятии решений, развития формальных и неформальных контактов и обеспечения разнообразных методов интервен- ции» [Pathways to Inclusion..., 2005, с. 37]. Одной из основных ролей родителей является поддержка усилий их ребенка в учении. Результаты исследования (Enhancing Teachers` Ability in Inclusion (ETAI)) показывают, что: «Участие ро- дителей в образовании их детей имеет основной положительный эффект на академические умения учеников и улучшает работу школы» [Pathways to Inclusion..., 2005, с. 162]. Следовательно, необходимо приобщать родителей к жизни школы (в частности, к обучению болгарскому языку и литературе), к процессу, понимаемому как «оптимальное включение родителей в различные виды взаимодействия с учителями и остальным школьным персоналом и ак- тивное их участие в различных видах школьной деятельности» [ Чавдарова – Костова, 2012, с. 217–224]. Приобщение родителей как третьей стороны к процессу обучения болгар- скому языку и литературе является исключительно важным, так как владение языком лежит в основе усвоения знаний по всем учебным предметам, влияет на формирование системы ценностей, отвечающей общественным идеалам, т. е позволяет молодой личности адаптироваться и социализироваться в степени, достаточной для того, чтобы чувствовать себя мотивированной и значимой. Этот процесс требует от взрослых быть в курсе трудностей, с которыми ребе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=