Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

233 могает студентам получить методологические навыки, учит работать с науч- ной литературой. Рассматривая традиционные формы НИРС, параллельные учебному про- цессу, необходимо отметить, что в ведущих педагогических вузах России нако- плен продуктивный и многообразный опыт эффективной организации НИРС. Например, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена хорошо развита система научно-исследовательской работы сту- дентов, функционирует студенческое научное общество, проводятся конкурсы научных и дипломных работ, в том числе данный вуз является организатором открытого конкурса научно-исследовательских работ по педагогике и методике преподавания дисциплин, в котором ежегодно принимают участие студенты более чем из 20 вузов [9]. В Московском педагогическом государственном университете кроме работы студенческого научного общества, дискуссионных клубов и т. п. на факультете педагогики и психологии создана система развития исследовательской деятельно- сти студентов, которая включает как исследовательскую (развитие и поддержка научно-исследовательской деятельности студентов), так и педагогическую со- ставляющую (включение студентов в практику развития исследовательской дея- тельности учащихся с дошкольного возраста до старшеклассников) [8]. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университе- те, помимо студенческого научного общества, существует Совет по НИРС, в состав которого входят более 50 преподавателей, осуществляющих научно- методическое и организационно-координирующее руководство деятельностью обучающихся, а так же действуют студенческие научно-исследовательские школы по разным предметным направлениям [7]. В Тульском государственном педагогическом университете Л. Н. Толстого осуществляется поэтапное включение студентов в научно-исследовательскую деятельность с первого по выпускной курс. С этой целью в ТГПУ им. Л. Н. Тол- стого проводит: научно-практические студенческие конференции, общеунивер- ситетские педагогические чтения, Толстовские студенческие чтения с между- народным участием и др.; конкурсы научно-исследовательских работ; олимпиады по разным дисциплинам; турниры математических боев и т. д. [10]. В то же время в научных публикациях отражены недостатки в организации НИРС. Например, Н. Б. Москвина по итогам своего микроисследования об эф- фективности курсовых работ и ВКР: «совершенно очевидно, что большинство работ (в силу их массовости – поголовного выполнения всеми студентами) не являются научным исследованием. На этот статус могут претендовать лишь единичные работы из всего их количества» [4]. С. И. Брызгалова отмечает фор- мализм в организации научно-исследовательской деятельности студентов из-за отсутствия четкого разграничения УИРС и НИРС [2]; кроме того, многие авто- ры подчеркивают низкую мотивацию студентов к участию в научно- исследовательской деятельности в вузе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=