Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

232 К. И. Смирнова ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Научный руководитель – доктор пед. наук, профессор А. А. Орлов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования для бакалавров педагогического образования, выпускник должен осуществлять научно-исследовательскую деятельность, а именно уметь ставить и решать исследовательские задачи в области науки и образования, и использовать в профессиональной деятельности методы научного исследова- ния, кроме того, он должен быть педагогом-исследователем, умеющим руково- дить научной работой обучающихся [12]. Образовательный процесс в современном вузе обладает достаточным по- тенциалом, чтобы решить данные задачи, так как исследовательская и проект- ная деятельность являются неотъемлемой частью обучения в вузе. Включение студентов в научную деятельность в высшем учебном заведении осуществляет- ся во время учебного процесса на учебных занятиях (УИРС), а также во внеау- диторное время (НИРС). Кроме того, необходимо отметить, что 100 % студен- тов вовлечены в научно-исследовательскую работу, так как итоговым результатом их профессиональной подготовки в вузе является выполнение и защита выпускной квалификационной работы. Анализ опыта и научных публикаций позволяет выделить следующие тра- диционные для российских вузов основные формы научно-исследовательской работы студентов (Бережнова Е. В., Краевский В. В., Ведерникова Л. В., Пово- зорнюк О. А., Рощеня А. Л., Яркова Т. А. и др.): – включенной в учебно-воспитательный процесс (написание, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ и т. д.); – дополняющей учебный процесс (работа студентов в проблемных груп- пах, научных кружках и др.); – параллельная учебному процессу (публикация научных статей, участие в конкурсах научно-исследовательских работ и т.п.) [6; 3;13; 15]. Анализ опыта организации научно-исследовательской работы студентов и публикаций по данной теме позволяет отметить, что наиболее продуктив- ными из перечисленных форм является участие в научных конференциях раз- ных уровней, что позволяет студентам не только осваивать умения писать на- учные тексты, обобщающие результаты собственной НИР, но и приобрести опыт публичных выступлений, научных дискуссий, налаживание полезных связей [3], а выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=