Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

229 Первый период (40-е – нач. 70-х гг. ХХ в.) характеризовался складыванием системы повышения квалификации, формированием важнейших структурных и функциональных компонентов системы повышения квалификации педагоги- ческих работников. Организационными формами повышения квалификации были курсы, семинары, конференции, формами и методами ведения занятий – лекции, практика, стажировка, лабараторные занятия. Основной целью деятельности Гродненского ИУУ в данный период явля- лось повышение квалификации и переподготовка учителей Гродненской облас- ти. О работе в институте можно судить по архивным материалам. Так, согласно «Годового отчета института усовершенствования учителей за 1944 год» [3] за истекший период проведен 10-дневный семинар для преподавателей истории школ области. Лекции читали преподаватели педучилищ и пединститутов, со- трудники института. На семинаре присутствовал 41 человек. Учителя прослу- шали лекции «Экономика СССР в период Великой отечественной войны» (Е. С. Эскина), «Радищев» (Г. Мартиросов), «Герцен» (Г. Мартиросов). Произведены выезды в район для инспекций школ. Установлена связь с Московским городским и областным, Горьковским и Ленинградским област- ными институтами усовершенствования учителей. Создана библиотека, насчи- тывающая около 800 книг. Планировалось получить часть литературы от институтов усовершенствования учителей, с которыми установились дружест- венные связи. Однако в отчете указывалось и на ряд препятствий для более продуктив- ной работы института, а именно: «Здание нуждалось в серьезном ремонте. Не- обходимо было покрыть пробитую снарядом крышу, сделать часть оконных рам, остеклить окна, произвести штукатурку и побелку стен, отремонтировать печи и водопроводную систему» [3, л. 2]. В. Я. Берковский считал, что данные работы можно будет завершить к февралю 1945 года. Также «недостаток кад- ров мешает развернуть работу института и поставить ее на должную высоту» [3, л. 2]. Для «падняцця палітычнага ўзроўня настаўнікаў на курсах звыш вучэбнага плана павінны быць прачытаны лекцыі па ніжэй прыкладзенай тэматыцы…» [4, л. 5]. И далее приводится перечень, который включает такие темы, как «Партыя Леніна-Сталіна – арганізатар перамогі савецкого народа над германскім фа- шызмам», «Работа савецкага тыла ў гады Вялікай айчыннай вайны», «Таварыш Сталін – вялікі арганізатар і натхніцель гістарычнай перамогі савецкага народа над германскім імперыялізмам» и т. п. [4, л. 5]. Еще одной интересной особенностью 60-х гг. является наличие такой фор- мы работы, как «университеты педагогических знаний», которых в Гроднен- ской области насчитывалось 76, учебой в них было охвачено 708 человек. «Университеты педагогических знаний» проводили лекции, семинары, кино- фильмы для членов комитета, родителей-активистов (в обязательном порядке) и представителей общественности и желающих родителей. Также приобщать население к знаниям помогали 624 лектория [5, л. 10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=