Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

228 Е. В. Синкевич СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГРОДНЕНСКОГО РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент Л. М. Тарантей Гродненский областной институт развития образования Становление системы повышения квалификации педагогических работни- ков в СССР относится к 20-м гг. ХХ в. В 1921 году ІІІ Всероссийский съезд Сою- за работников просвещения, предложил объединить все ранее созданные формы повышения квалификации (земские, уездные, общероссийские съезды, курсы, совещания педагогов, педагогические общества, музеи) «в стройную систему коллективной педагогической работы с постоянно действующими руководящи- ми ответственными организациями в центре и на местах» [1, с. 25]. В сентябре 1938 года были созданы институты усовершенствования учителей (далее – ИУУ). Именно ИУУ к началу Великой отечественной войны стали ведущими учреждениями системы повышения квалификации педагогических кадров. Деятельность Гродненского ИУУ начинается с 1944 года, с момента осво- бождения территории БССР от немецко-фашистских захватчиков. В соответст- вии с постановлением коллегии Народного комиссариата просвещения БССР от 1 ноября 1944 года и решением исполкома Гродненского областного совета де- путатов трудящихся № 223 от 27 ноября 1944 года начал работу Институт усо- вершенствования учителей в городе Гродно [2, с. 3]. На основании «Положения об усовершенствовании учителей», утвержден- ного постановлением № 801 от 18 ноября 1944 года СНК БССР, основными за- дачами института определены следующие: повышение квалификации учителей, руководящих работников школ, районных отделов образования; изучение, обобщение и распространение опыта учебно-воспитательной работы учителей школ; оказание систематической помощи районным и городским педагогиче- ским кабинетам и методическим объединениям учителей; организация методи- ческой работы [2, с. 4]. Мы предлагаем выделить три этапа в развитии системы повышения ква- лификации в Гродненском регионе, их выделение связано с особенностями функционирования, конкретными задачами, стоящими перед системой образо- вания в обозначенный период: І. 40-е – нач. 70-х гг. ХХ в. – зарождение, становление, функционирование и развитие системы повышения квалификации; ІІ. 70-е – нач. 90-х гг. ХХ в. – переход от информационного к проблемно- методологическому подходу в повышении квалификации; ІІІ. 90-е гг. ХХ в. – по н.вр . – формирование национальной концепции образо- вания, появление региональных особенностей, новой нормативно-правовой базы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=