Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

222 имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, – 20 %; учителей, занимающихся педа- гогической деятельностью от 10 до 20 лет и от 20 до 30 лет, – 45 % и 25 % со- ответственно. Что касается преподаваемых учебных предметов, то результаты получи- лись следующие: предметы физико-математического (25 %), естественнонауч- ного (30 %) и гуманитарного циклов (45 %). Важным вопросом анкеты представляется вопрос, связанный с понимани- ем термина «стратегия взаимодействия «учитель-ученик»» и с выбором наибо- лее часто используемых стратегий. Следует сказать, что большинство педаго- гов при определении понятия использовали слово «способ». Причем в анкете предлагалось выбрать следующие стратегии взаимодействия: «Арена», «Фа- сад», «Слепая зона», «Мертвая зона». В выборе конкретных стратегий взаимодействия мнения опрашиваемых разошлись: 10 % учителей отдали предпочтение «Арене»; 5 % – выбрали «Сле- пую зону»; 30 % остановили свой выбор на стратегии «Фасад»; 55 % не смогли определиться между такими стратегиями, как «Арена» и «Фасад». Анализ результатов анкетирования позволил нам сделать некоторые выво- ды. В частности, наблюдается отсутствие зависимости между выбором учите- лем стратегии педагогического взаимодействия и преподаваемым им предме- том. Применительно к опыту и стажу педагогической деятельности складывается обратная ситуация: так, например, молодые специалисты (1–5 лет) выбирают в основном стратегию «Слепая зона»; выбор учителей со стажем 5–10 лет пал на стратегию взаимодействия «Арена»; стратегия педагогического взаимодействия «Фасад» оказалась предпочтительна педагогам, имеющим стаж работы 20–30 лет. Кроме того, у педагогов со стажем работы 10–20 лет обозна- чилось сочетание двух стратегий – «Арены» и «Фасада». Выбор стратегии «Слепая зона» молодым специалистом возможен по той причине, что он проходит период адаптации к условиям работы в школе. В этот период у молодого педагога преобладают знания над умениями, учитель кон- центрируется больше на собственных возможностях, у него происходит про- фессиональный поиск, преобладание дисциплинарных мер воздействия на де- тей, неустойчивость в оценках поступков детей. Выбор стратегии «Фасад» стал наиболее распространенным среди педа- гогов со стажем 20–30 лет, у которых хорошо выражен процесс обратной свя- зи, при этом минимизирован процесс контакта. В связи с этим учитель без труда улавливает и оценивает состояние ребенка, однако его собственные ре- акции подчинены лишь деловым, формально правильным целям, что объясня- ется критичностью и настороженностью педагогов к другим участникам взаи- модействия. Выбор стратегии «Арена» характеризует педагогов, у которых в высокой степени представлены и процесс обратной связи, и процесс контакта. Педаго- гический стаж 5–10 лет обуславливается формированием устойчивой профес- сиональной позиции, расширением и совершенствованием методов обучения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=