Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

221 А. С. Пупыкина ДИАГНОСТИКА СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент Е. Ю. Алексеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого В современном образовательном процессе особое значение приобретает необходимость индивидуализации педагогического инструментария, приме- няемого учителем в соответствии с особенностями школьника. Это требует вы- бора стратегии взаимодействия учителя и ученика, предполагающей наличие у педагога открытости, чувствительности к внешним влияниям, к индивидуаль- ности ребенка, его эмоциональным состояниям и мотивационной направленно- сти. Рассмотрение образовательного процесса с точки зрения отбора и проекти- рования стратегий взаимодействия учителя и ученика является нестандартным для существующей педагогической действительности. Процесс проектирования является сложно организованной деятельностью, которая включает замысел и прогнозирование его воплощения в реальной си- туации, планирование вариантов будущих действий и оценку их последствий, понимание рисков и собственной ответственности за результат [4]. В своем ис- следовании мы ведем речь о проектировании педагогом стратегий взаимодей- ствия со школьниками. Наша опытно-экспериментальная работа осуществляется на базе МБОУ ЦО гимназия № 1 г. Тулы. Для выявления преобладающих стратегий взаимо- действия учителя с учащимися нами на констатирующем этапе эксперимента было проведено анкетирование, в котором приняли участие 40 педагогов. Во- просы анкеты были направлены на получение информации о том, какие страте- гии взаимодействия со школьниками используют в своей педагогической дея- тельности опрашиваемые учителя. Респондентам было предложено 6 вопросов, связанные с информацией о педагогическом стаже, преподаваемом предмете, понимании учителем самого термина «стратегия взаимодействия «учитель- ученик»». В анкете педагогам также предлагалось выбрать те стратегии, кото- рые используются ими в собственной педагогической деятельности, опреде- лить, чем они руководствуются при выборе конкретных стратегий, и дать ответ на вопрос относительно необходимости проектирования учителем стратегий взаимодействия со школьниками. В процессе обработки результатов мы получили следующее: педагогиче- ский стаж респондентов колеблется от 1года до 30 лет. Доля молодых учите- лей, работающих в гимназии от 1 года до 5 лет, составляет 10 %; педагогов,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=