Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: Сборник материалов XIV Региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов

208 дому ребенку в процессе обучения грамотности. Следовательно, инновацион- ные аспекты в дидактике сводятся к связке последовательного руководства учеников и педагогического опыта в образовательной практике, а также к соз- данию междисциплинарных связей в преподавании [10, с. 53–54]. Именно они отражаются на подготовке детей к чтению а, точнее, на развитии фонематиче- ского слуха и слуховой перцепции, визуального восприятия. Ритмические уп- ражнения сопровождаются движением и графомоторикой [8, с. 79]. Сфумато – это сложная многодисциплинарная методология, которая ак- тивно использует принцип индивидуального подхода к ученикам. В этом смыс- ле можно предположить, что она является гибкой. Поэтому обновление мето- дологии должно быть неотъемлемой частью ее применения. Дидактические средства, которые рекомендует М. Навратилова при при- менении метода Сфумато, следующие: 1. Небольшие доски для букв. Буквы располагаются на небольшой доске слева направо, что позволяет осуществлять подготовку к написанию, соблюде- нию строк и оставлению пространства между словами. Учитель может дикто- вать слова. Дети могут сами составлять слова, расширяя свой словарный запас. 2. Сказочные карты – „Детский покер“. Карты с напечатанными на них буквами алфавита и сказочными героями. Могут использоваться для картинно- го повествования; для решения проблемных задач, задач для обучения зритель- ной памяти путем сокрытия частей карт. 3. Куклы. Они подходят для драматизации и интерпретации прочитанного текста. Дети преодолевают свою застенчивость во время игры с куклами, и это помогает им более эмоционально воспринимать сюжет. 4. Игра с памятью „Алфавит“. Интерактивная игра для запоминания вы- ученных печатных букв. Она также подходит для применения в семейной сре- де. Каждый ребенок поворачивает две карты, называет изображение на картин- ке и читает написанное возле него слово [10, с. 84–86]. Все дидактические инструменты стимулируют развитие тонкой моторики первоклассников. Через них они затрагивают все органы чувств детей. Таким образом, реализуется мультисенсорное обучение, которое, по словам Я. Мерд- жановой, является: «обучением, направленным на формирование и активиза- цию способностей учеников одновременно обрабатывать, трансформировать и использовать информацию из своих различных сенсорных систем в процессе решения проблем; путем организации учебного содержания и дидактической среды мультисенсорного принципа; с результатом формирования мультисен- сорной компетенции и развития мета-умственных (когнитивно-аффективных) и поведенческих стратегий» [5, с. 16–17]. Это является ключевым подходом для внедрения эффективного процесса обучения грамоте в многокультурной среде. Методологические подходы стимулируют мотивацию детей к чтению. В контексте коммуникативно-речевой направленности обучения болгарскому языку и литературе это является серьезной проблемой как для методики препо- давания, так и для педагогической теории и практики в целом. В этом смысле

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=